Кому знакома мысль "поставлю запятую перед союзом, это всегда срабатывает"? Что, если я скажу, что в сложноподчинённом предложении такого правила нет?
Привычка ставить запятые интуитивно вынуждает вас забывать важные вещи!
ПРИМЕЧАНИЕ: я не стремлюсь в одной статье рассказать о всех правилах пунктуации при СПП (в том числе про однородные придаточные, случаи отмены запятой и тд), об особенностях союзов и союзных слов (для простоты понимания называю все союзные слова просто союзами). Поэтому не спешите писать комментарии о том, что я забыла и чего не написала, - статья посвящена сложным случаям пунктуации СПП со словами КОТОРЫЙ и ЛИ.
Немного теории
Сложноподчиненное предложение (СПП) - предложение, в котором больше двух грамматических основ, связанных с помощью подчинительного союза.
вспомним несколько подчинительных союзов/союзных слов: что, где, который, когда, если, хотя и тд.
"Мне очень нравятся котята, потому что они мягкие и пушистые" - пример СПП.
Главное правило СПП звучит так: придаточная часть (та, в которой находится подчинительный союз) выделяется запятыми с двух сторон.
Так, в предложении-примере запятая перед ПОТОМУ ЧТО стоит, так как с этого союза началась придаточная часть.
Думаю, суть ясна. Теперь перейдём к нашим любимым сложностям.
Сложности
В русском языке нет правила, которое гласило бы, что запятая в СПП ставится перед союзом. Есть правило постановки запятой на границах придаточного предложения. Но часто мы запоминаем, что нужно поставить запятую перед ЧТО, ГДЕ, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО и тд, так как придаточная часть начинается с союза/союзного слова.
Но не в каждом предложении придаточная часть начинается подчинительным союзом/союзным словом.
В русском языке существуют подчинительные союзы ЛИ и КОТОРЫЙ, которые часто находятся в середине придаточной части. Это значит, что наша привычка ставить запятую перед союзом приводит к ошибке!
Таким образом, для постановки запятой в предложении с этими союзами нужно уметь видеть границы придаточного предложения в составе сложного.
Разбираемся на примере
Возьмем предложение, похожее на те, что попадаются на ЕГЭ в задании 19.
"Учитель (1) на помощь и поддержку (2) которого рассчитывают в трудную минуту (3) всегда оказывается рядом".
Союз в этом предложении - слово КОТОРОГО. Но запятые мы поставим на цифрах 1 и 3, потому что они определяют границы придаточной части.
А проверить себя очень просто: всё, что выделяется запятыми с двух сторон, можно убрать из предложения без риска разрушить его структуру. Без придаточной части от предложения у нас останется следующее: "Учитель всегда оказывается рядом". Мы все сделали верно.
Если бы мы по привычке поставили запятую перед союзом, то получившееся предложение не выдержало бы проверки. Убираем все, что между цифрами 2 и 3: "Учитель на помощь и поддержку всегда оказывается рядом". Предложение сломалось и потеряло прежний смысл.
Задание
Попробуйте проанализировать следующее предложение, чтобы проверить себя: "Только небольшое время ребята (1) оставить без присмотра (2) которых учительница решилась с трудом (3) сидели тихо".
Жду ваших вопросов в комментариях!🎓❤️