Найти тему
Шмель с полуострова.

Десять казней Египетских...

Главная идея десяти казней египетских заключается в том, что Бог показал свою силу и справедливость, наказав египтян за угнетение иудеев и освободив свой народ из рабства. Каждая казнь была направлена против одного из языческих богов Египта, чтобы разрушить их ложное поклонение и доказать, что нет другого Бога, кроме Единого.

Кроме того, десять казней были связаны с десятью речениями, с которыми Бог сотворил мир, и десятью заповедями, которые Он дал народу Израиля на горе Синай. Таким образом, десять казней египетских открыли путь к исходу евреев из Египта и к получению Торы, которая стала основой их веры и идентичности.

Десять речений, с которыми Бог сотворил мир, это десять высказываний, которые начинаются со слова «И сказал Бог» в первой главе книги Бытие. Они описывают, как Бог создал небо и землю, свет и тьму, воду и сушу, растения и животных, и, наконец, человека по Своему образу и подобию.

Десять речений Бога при сотворении мира созвучны Десяти заповедям, которые Бог огласил на горе Синай. Десять речений — это «код источника» естественного мира, а Десять заповедей — суть духовного мира. Таким образом, Бог дал человеку два вида Торы: одну, которая лежит в основе всего сущего, и другую, которая указывает путь к совершенству и близости к Богу.

Для тех, кто не знаком с библейской историей выхода Израиля из Египта, вот краткое изложение того, как всё это начиналось:

Евреи, потомки Иакова, жили в Египте, где они были подвергнуты тяжелому рабству и угнетению со стороны египетских правителей.

Бог услышал стенания евреев и решил освободить их из рабства. Он избрал Моисея, сына еврейской женщины, впоследствии ставшим египетским принцем, который был спасен от смерти и воспитан во дворце фараона, чтобы быть Своим пророком и вождем народа Израиля.

Моисей, после того как убил египтянина, который избивал еврея, бежал из Египта и жил в земле Мидьян, где он женился на дочери священника Иифра. Там он увидел горящий куст, из которого Бог говорил с ним и дал ему задание идти к фараону и потребовать от него отпустить евреев.

Моисей, сопровождаемый своим братом Аароном, пришел к фараону и сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне». Но фараон отказался и сказал: «Кто такой Господь, чтобы я слушался гласа Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа, и Израиля не отпущу».

Тогда Бог начал посылать на Египет десять казней, чтобы показать свою силу и справедливость, наказать египтян за их злодеяния и заставить фараона отпустить евреев.

Десять казней египетских — это бедствия, которые Бог послал на Египет за отказ фараона отпустить евреев из рабства. Они описаны в книге Исход и имеют глубокий смысл и символизм. Вот подробное описание каждой из них:

1. Наказание кровью…

-2

Бог превратил воду в Ниле и других водоемах в кровь, убив рыбу и делая воду непригодной для питья. Это было направлено против бога Нила, который считался источником жизни и благосостояния для египтян. Кроме того, это было напоминанием о том, как египтяне убивали младенцев евреев, бросая их в реку. Цитата из книги Исход: И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.

2. Казнь жабами.

-3

Бог послал на Египет нашествие жаб, которые заполонили все места, где жили и работали египтяне. Это было направлено против богини Хекет, которая имела голову жабы и была покровительницей рождения и плодородия. Кроме того, это было наказанием за то, что египтяне заставляли евреев жить в болотистых местах. Цитата из книги Исход: и сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простёр руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.

3. Нашествие мошек.

-4

Бог послал на Египет нашествие мошек, которые кусали людей и животных, вызывая зуд и болезненные язвы. Это было направлено против бога Геба, который был богом земли и плодородия. Кроме того, это было наказанием за то, что египтяне загрязняли землю кровью и трупами. Цитата из книги Исход: и сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь по пыли земной, и она обратится в мошек по всей земле Египетской. И сделали так: Аарон простёр руку свою с жезлом и ударил по пыли земной, и были мошки на людях и на скоте; вся пыль земная обратилась в мошек по всей земле Египетской.

4. Наказание пёсьими мухами.

-5

Бог послал на Египет нашествие пёсьих мух, которые были опасными и жадными насекомыми, похожими на ос или шершней. Они жалили людей и животных, вызывая боль и воспаление. Это было направлено против бога Ра, который был богом солнца и главным богом египетского пантеона. Кроме того, это было наказанием за то, что египтяне не давали евреям свободы и света.

Цитата из книги Исход: *И сказал Господь Моисею: встань рано и предстань пред фараоном; вот, он пойдет к воде, и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне. И если ты не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и на домы твои пёсьих мух; и наполнятся домы Египтян пёсьими мухами.

5. Мор скота…

-6

Пятая казнь египетская была мором скота. Бог поразил смертельной болезнью весь скот египтян, включая коров, лошадей, ослов, верблюдов, волов и овец. Однако скот евреев остался невредим. Эта казнь была направлена против бога Апи, который изображался в виде быка, и который считался символом плодородия и жизни. Некоторые ученые считают, что мор скота мог быть вызван антраксом или чумой, которые могли распространяться через воду или насекомых.

И сказал Господь Моисею: войди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он служил Мне. Если ты не хочешь отпустить его и все еще удерживаешь его, то вот, рука Господня будет на твоем скоте, который на поле, на конях, на осликах, на верблюдах, на волах и на овцах, — мором тяжким весьма.

6. Гнойные нарывы…

-7

Шестая казнь египетская была язвами и нарывами. Бог поразил тела египтян и их животных гнойными прыщами, которые болели и чесались. Эта казнь была направлена против бога Тота, который изображался в виде человека с головой ибиса, и который считался богом мудрости, письменности и медицины. Некоторые ученые считают, что язвы и нарывы могли быть вызваны бактериальной инфекцией, которая распространялась через воду или насекомых.

Библейский текст, описывающий шестую казнь египетскую, находится в книге Исход. Вот его перевод на русский язык:

И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите себе полные пригоршни пепла из печи, и пусть Моисей бросит его вверх в небо пред глазами фараона; и будет он на всей земле Египетской прахом, который сделает на людях и на скоте нарывы, прорывающиеся гноем, по всей земле Египетской.

7. Град.

-8

Седьмая казнь египетская была громом, молниями и огненным градом. Бог послал на Египет страшную бурю, которая разрушала посевы и убивала людей и животных. Эта казнь была направлена против бога Геба. Он был величавым покровителем Земли и вселенной. В искусстве Древнего Египта Геба часто отождествляли с огромным деревом, олицетворяющим его связь с природой и вселенной. Геб играл важную роль в мифологии и религии, и его образ символизировал землю, рост и плодородие. Некоторые ученые считают, что гроза и град могли быть вызваны вулканическим извержением или атмосферным явлением, таким как сардинская роса.

Библейский текст, описывающий седьмую казнь египетскую, находится в книге Исход. Вот его перевод на русский язык:

И сказал Господь Моисею: встань рано утром и предстань пред фараона и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он служил Мне. Ибо вот, Я пошлю все язвы Мои на сердце твое и на рабов твоих, и на народ твой, чтобы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле. Ибо если бы Я простер руку Мою и поразил тебя и народ твой язвою, то ты был бы истреблен с земли.

Но Я оставил тебя для того, чтобы показать тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле. Ты еще противишься народу Моему, не отпуская его? Вот, завтра около сего времени Я пошлю град тяжкий весьма, какого не было в Египте с того дня, как он основан, и доныне.

8. Саранча…

-9

Восьмая казнь египетская была нашествием саранчи. Бог послал на Египет огромное количество саранчи, которая съела все оставшиеся посевы и зелень после града. Эта казнь была направлена против бога Сета, который изображался в виде человека с головой хищника, и который считался богом бури, хаоса и разрушения. Некоторые ученые считают, что нашествие саранчи могло быть вызвано климатическими изменениями или ветрами, которые переносили насекомых из соседних регионов.

Библейский текст, описывающий восьмую казнь египетскую, находится в книге Исход. Вот его перевод на русский язык:

И сказал Господь Моисею: простри руку твою над землею Египетскою за саранчу, и она поднимется на землю Египетскую и съест всякую траву земли, всё, что оставил град. И простёр Моисей жезл свой над землею Египетскою, и Господь навел на землю восточный ветер весь тот день и всю ночь; и наутро восточный ветер принес саранчу.

9. Тьма египетская…

-10

Девятая казнь египетская была тьмой египетской. Бог навел на Египет три дня необычной темноты, которая была такая густая, что египтяне не могли видеть друг друга и не могли двигаться с места. Эта казнь была направлена против бога Амона-Ра, который изображался в виде человека с головой барана, и который считался богом солнца, света и жизни. Некоторые ученые считают, что темнота могла быть вызвана солнечным затмением, песчаной бурей или вулканическим пеплом.

Библейский текст, описывающий девятую казнь египетскую, находится в книге Исход. Вот его перевод на русский язык:

И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, тьма, которую можно ощупать. И простёр Моисей руку свою к небу, и была тьма густая по всей земле Египетской три дня.

10. Смерть первенцев…

-11

Десятая казнь египетская была смертью первенцев. Бог поразил всех первородных мужского пола в Египте, от сына фараона до сына рабыни, а также всех первородных животных. Эта казнь была направлена против бога Озириса, который изображался в виде человека с головой барана, и который считался богом мёртвых, воскрешения и жизни. Некоторые ученые считают, что смерть первенцев могла быть вызвана эпидемией, которая распространялась через воду или воздух.

Библейский текст, описывающий десятую казнь египетскую, находится в книге Исход. Вот его перевод на русский язык:

И сказал Моисей: так говорит Господь: около полуночи Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона, сидящего на престоле своем, до первенца рабыни, которая за жерновами, и всякий первенец из скота. И будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не было и какого не будет более.