2,3K подписчиков

Пошла в музей дяди Пушкина, а нашла еще кое-что интересное

4,1K прочитали

Дом-музей Василия Львовича Пушкина, дяди по отцу Александра Сергеевича Пушкина, был открыт в 2013 году на Старой Басманной улице в доме, который он снимал у Пелагеи Кетчер с 1824 по 1830 год - год своей смерти.

Небольшой деревянный особняк на каменном цоколе был построен в 1819 году и, пережив все возможные перипетии за 200 лет своего существования, возродился в очень близком к первоначальному виде. У дома была всего одна переделка фасада в 1890 году. После 1917 года в нём размещались коммунальные квартиры и различные учреждения.

Очень интересно посмотреть на этот дом в разные годы (листайте галерейку ниже). Например, в 50-х годах на его фасаде размещались стенды с газетами, явно пользующиеся большой популярностью. А с левой стороны всегда был какой-нибудь ларек, из тех что удалось прочитать, то "Табак", то "Мороженое", то что-то загадочное, оканчивающееся на "...томат", напрашивается "автомат", но чего автомат, непонятно, может быть кафе-закусочная, в те времена была очень популярна такая автоматизация общепита.

Еще напротив этого дома раньше была остановка общественного транспорта - это видно и по вывескам на доме и по наличию скамеечек под вывесками для ожидающих пассажиров, сейчас остановка перенесена правее.

Но давайте уже зайдем в этот небольшой симпатичный домик.

Какими были интерьеры комнат при Василии Пушкине неизвестно, поэтому в музее просто воссоздали типичную обстановку дворянского дома начала XIX века. Коллекция экспонатов – предметы мебели, утвари, книги, картины и прочее - тщательно собрана для музея за годы реставрации из разных мест. Из вещей, принадлежавших самому В. Л. Пушкину, в экспозиции представлены только несколько его книг и рукописей.

В принципе, убранство дома похоже на прочие дворянские дома-музеи или жилые комнаты дворцов, но есть и некоторые отличия, связанные с литературной деятельностью и кругом общения Василия Пушкина. Так же впечатления произвели всякие интересные бытовые мелочи того времени.

Пробежимся быстренько по комнатам. Вход в музей со стороны двора, и войдя, сразу спускаемся в бывшее помещение подвала, которое сейчас переоборудовано под ресепшн с кассой, гардероб, туалеты, небольшой выставочный зал-лекторий и прочие вспомогательные помещения музея.

За музейной дверью на стене бывшего погреба неожиданная теневая мультяшная сказочка, очень забавная. Задумка оригинальная и очень к месту, браво создателям! С удовольствием смотрим, а потом поднимаемся на первый жилой этаж.

В передней на диване верхняя одежда гостей дома, одежда, в которой легко представить себе и зашедшего к дяде в гости Александра Сергеевича, так что пушкинское настроение задается прям отсюда. Судя по фото в сети, одежда на вешалке и диванчике меняется в зависимости от времени года, поддерживается актуальность экспонатов плюс показывается разнообразие.

Дом-музей В.Л.Пушкина, передняя. Зима)
Дом-музей В.Л.Пушкина, передняя. Зима)

Из передней проходим в просторную залу, примечательны здесь в основном картины - портреты и виды старой Москвы. Василий Пушкин москвич, логично, что там могли быть собраны именно такие произведения.

Дом-музей В.Л.Пушкина, зала
Дом-музей В.Л.Пушкина, зала

За первой дверью справа очень интересная комната - небольшая и такая прям очень жилая и самодостаточная - гардероб, комод, диван, письменный стол и из особо интересных бытовых «мелочей» - настенный железный рукомойник, необычной конструкции самовар, металлический кувшин для воды, а еще некое ретирадное кресло, которое по факту является стулом-горшком для взрослых.

Письменный стол с разложенными листами бумаги и пером вроде бы естественен для дома поэта, но оказывается эта комната - камердинерская, в ней жил камердинер Василия Львовича - Игнатий Хитров, который... тоже сочинял стихи. Такая вот заразительная литературная атмосфера витала в этом доме.

Из залы переходим в гостиную, примечательную своими восстановленными угловыми каминами (фото до реставрации смотрите в галерейке). В гостиной Василия Львовича собирался цвет московской литературы, среди которых был и уже признанный тогда первым поэтом России Александр Пушкин.

Следующая комната - столовая, светлая, с красиво накрытым столом. Обращают на себя внимание большие напольные часы и опять же интересной формы самовар.

Коридор из столовой ведет в комнату, посвященную вершине творчества Василия Пушкина поэме «Опасный сосед». Сюжет поэмы для того времени скандальный, главный герой совершает поход в публичный дом, однако вместо ожидаемого грехопадения там происходит яркая драка, из которой герой с величайшим трудом спасается бегством. Стиль пафосно-комический, пародийный, местами кощунственный, при этом воспринята была поэма современниками как литературный манифест.

Комната оформлена в виде небольшой домашней театральной сцены, на стенах множество фривольных иллюстраций, подходящих к содержанию поэмы. Комната считается 18+, и при мне не пустили туда маму с девочкой лет трёх.

В следующей комнате кабинет хозяина с огромным количеством книг на разных языках. Книги массивные, некоторые в кожаных переплетах - настоящая старинная библиотека. Очень хочется подержат в руках какой-нибудь том, полистать тяжелые от вековой пыли странички, вдохнуть вкусный затхлый, только книгам свойственный кисловато-сладко-свежий запах, запах полноты чьей-то жизни, зашифрованной ровными строчками печатных букв.

Из любопытных мелочей здесь хрустальный графин со стаканом на прикроватном столике, в графине явно не вода.

Поднимаемся по лестнице, на антресольном этаже еще две комнаты для осмотра. Одна для гостей. В подобной как раз мог и останавливаться Александр Пушкин - вон там его цилиндр на стуле и перчатки, трость. Опять же красивый кувшин с чашей на комоде, скромная узкая кушетка для сна.

И еще одна комната - детская, очень удивившая коллекцией старых игрушек, необычных для нас сейчас, детскими обучающими и развивающими книгами, головоломками, пособиями, которые и сейчас можно было бы использовать на практике. К образованию детей в дворянских семьях тогда уже относились очень серьезно, и чаще обучение было именно домашним. Эту тему прям захотелось поизучать отдельно, забытое старое здесь может оказаться лучше выдуманного нового.

Дом-музей В.Л.Пушкина, детская комната в антресолях. На письменном столе Азбука Российского чистого письма, Рисовальная азбука, какое-то объявление по лицею, правда, Санкт-Петербургскому
Дом-музей В.Л.Пушкина, детская комната в антресолях. На письменном столе Азбука Российского чистого письма, Рисовальная азбука, какое-то объявление по лицею, правда, Санкт-Петербургскому

В общем, всё очень мило, стильно, интересно в этом небольшом музее, но свободно и с удовольствием походить там, поразглядывать, поудивляться, не получается. Как практически и во всех российских музеях количество надсмотрщиков за поведением посетителей превышает количество этих самых посетителей. Каждый шаг находится под строгим контролем смотрительниц. При этом камерами все помещения оборудованы по полной, выдается книжечка с описанием маршрута (которую потом, правда, надо вернуть), можно взять аудиогид. Унизительно это изначальное подозрение в вандализме и воровстве всех приходящих за просвещением, вдохновением и впечатлениями.

То, что представляет особую ценность или хрупкость обычно защищено стеклом или ограждением, и это и так понятно, что заходить и залезать туда не нужно.

Ни в одном из европейских музеев, в которых была, с этим не сталкивалась. Уже 20 лет назад там были только камеры, да, за тобой где-то там следят, иногда мягко одергивают через громкоговоритель, но не стоят над душой и не заглядывают за плечо, где там твои руки.

Во многих музеях там и вовсе разрешают, даже стимулируют, всё трогать руками. Например, в детском крыле дворца Шенбрунн в Вене многие экспонаты можно потрогать, понюхать, покрутить, поиграть, самим накрыть стол к обеду, потом убрать всё за собой по шкафчикам и полочкам, посидеть на стульчиках и диванчиках, поползать по полу, в общем почувствовать себя членом императорской семьи.

Часто мне портит впечатление эта наша организация осмотра в музеях, от этого предпочитаю достопримечательности осматривать снаружи.

Так что выходим из помещения во внутренний дворик, смотрим как выглядит дом с другой стороны и что находится вокруг.

Дворик музея небольшой, окошки радуют своей деревянностью, есть скамеечка, пока засыпанная снегом, деревья, которые летом должны создавать тень и уют, нарядные снаружи деревянные ворота приветливо открыты, примечательные соседние здания вокруг.

А одно из них оказалось такое примечательное, что дух захватило и мысли с фантазиями голову просто заполонили. Что это вообще может быть такое и откуда оно здесь, среди старинных невысоких особняков и бетонных новостроек?!

Средневековый замок. Огромный. Белый. Очень странный. Или скорее не замок, а крепость. Башни, окна-бойницы, глухие стены, редкие, но зубцы по верху. Бегу к нему.

Вид со двора Дома-музея В.Л.Пушкина на соседний дом  - Токмаков переулок, д.1/30
Вид со двора Дома-музея В.Л.Пушкина на соседний дом - Токмаков переулок, д.1/30

Но осмотреть не просто, вокруг деревья плотно достаточно выстроились, и строения соседние близко, не отойти. Приходится смотреть снизу вверх, дом высокий.

Вблизи обнаруживается, что подъезд, балконы и пристройка совсем не средневековые, но и современными их не назовешь.

В общем, строение оказалось доходным домом Адольфа Шиллера (был как-то связан с Русско-Китайским банком), постройки скорее всего 1912 года, данные по архитектору да и годам постройки разнятся, что прибавляет таинственности. Кроме крепостеобразного вида у дома много и других загадок и неожиданностей.

В доме шесть этажей, один подъезд, на каждом этаже по 2 больших квартиры, а на шестом всего одна квартира, итого их 11 на весь дом. При этом нумерация, указанная на входе, удивляет: "Подъезд № 1, кв. 39-49" И где же предыдущие 38 номеров? Может отсюда идет еще одно закрепившееся за домом название «дом с привидениями»? Говорят, что раньше рядом стоял еще один такой же формы дом, но был меньше размерами. Может начало квартир было там, хотя если он меньше, то не очень получается.

Встретилось еще одно название дома -«немецкий шлем». Считается, что в плане дом напоминает немецкий герб начала 20-го века. Попробовала сравнить, ну, похоже.

Слева дом Шиллера в плане, справа - силуэт герба Германского государства 1919-1935гг
Слева дом Шиллера в плане, справа - силуэт герба Германского государства 1919-1935гг

В доме есть цокольный этаж, а ниже цоколя лестничные марши уходили глубже уровня пола в разветвленный подвал, который соединялся с подвалами близлежащих домов. Были ли эти подземные лабиринты созданы в начале прошлого века при проектирование домов или появились потом с другими какими-то целями, непонятно.

В доме изначально был построен механический лифт, сейчас, конечно, стоит современный. Вокруг него идет винтовая лестница. У квартир было два входа, с парадной лестницы и с черного хода. Стены кирпичные очень толстые, внизу метровые, постепенно сужающиеся кверху, так что площади квартир по этажам несколько отличаются.

Нашла действующее объявление о продаже 4-х комнатной квартиры в этом доме, описание заманчивое - действующий дровяной камин с отдельным дымоходом, гардеробная, 2 санузла с окнами, кладовка, балкон на кухне, наружные стены толщиной 70см и прочее. Так что, кому приглянулось, можно и в крепость переселиться 🤣

Эмоции это строение вызывает противоположные. Оно одновременно и прекрасно и уродливо, и восхищает и ужасает, но мимо точно не пройти. Ничего подобного не встречала пока.

Так что поход мой в музей оставил три ярких впечатления - разнообразие форм самоваров и утвари для умывания, уровень материалов для обучения детей начала 19-го века и... невероятный дом по соседству.

Чего только в Москве не встретишь😉

📷Все фото в статье сделаны автором, если под фото не указано другое. Снято в феврале 2024 года.