В Зале приходских собраний соборного храма Игоря Черниговского Патриаршего подворья в Переделкино до 18 марта проходит выставка греческого фотографа Костаса Асимиса, более 30 лет жившего на Святой горе, – «Наш Афон». Представляем вашему вниманию его работы, авторский фильм, а также выдержки из разговоров с афонитами, представленные нам р.Б. Сергием.
Что может быть ценнее свободы, что монахи с ней расстаются?
Наша жизнь похожа на путешествие автомобиля вокруг заправки. А христианство, это не движение по кругу. Должно что-то меняться.
ТЩЕСЛАВИЕ И ГОРДОСТЬ – ЭТО РАССТРЕЛЬНАЯ КОМАНДА НАШИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ.
Поиск вины в других – это бегство от свободы и попытка запутать «следователя», свою совесть.
Со своими подчинёнными надо говорить с любовью, никогда не гневаться и повышать голос. Цель любого наказания – чтобы человек исправил свою ошибку, а не чтобы его пригвоздить. Человек должен созреть, а пока он зреет будет ошибаться и надо терпеть. В целом, любая организация, несмотря на зарабатывание прибыли, должна быть с человеческим лицом, заниматься благотворительностью и нести социальные обязательства.
Не передавливайте с детьми. Надо доверительно разговаривать, а не читать нотации. Нужно быть и принципиальным, но насилие психологическое имеет границы, которые мы не ощущаем. Дети должны чувствовать, что мы их бесконечно любим. Надо меньше говорить и больше показывать собственным примером. Интернет – это стихия, поэтому мы должны перейти на военное положение. Любые новости – это промывка мозга, они нас программируют и лишают свободы.
Все священники, которые занимались блогерской деятельностью, кончили плохо. Священник должен лично говорить со своей паствой, «глаголом жечь сердца людей» и видеть реакцию людей. Никакие новостные каналы не могут быть безобидными, потому что они будят страсти, с которыми невозможно молиться (вставать на молитву нельзя даже с каплей гнева).
Яму выкопать легче, чем сесть с четками.
Самая страшная молитва – это «Отче наш», так как это приговор себе: «...и остави нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим». То есть каким судом судите, таким и вас будут судить.
АВВА ИСАЙЯ ГОВОРИЛ, ЧТО ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ЛЮБИТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ПОКА НЕ ПОЛЮБИШЬ БОГА.
В Греции в отличии от России, монастырь – это семья, поэтому все терпят немощи брата, как больного родственника и такая любовь побеждает всякие сложности. Я никогда не слышал, чтобы наш игумен не то, что повысил голос, а даже осудил кого-то. Только терпение и огранка... Как-то один монах вышел из себя и стал при госте кричать на игумена Кутлумушской обители. Тот взял гостя за руку и отведя в сторону попросил: «Давайте не будем смущать брата. Видно, он сегодня не справился со своими помыслами».
На Афоне не важно сколько времени живёт монашествующий, так как количество не обязательно переходит в качество. Зато здесь есть возможность сравнивать как устроен не только твой дом, но и другие дома.
НО РЕАЛЬНО НИКАКИХ ГОТОВЫХ РЕЦЕПТОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ТОЛЬКО ГОСПОДЬ.
На Святой Горе очень разнообразная духовная практика. Для русских монахов попасть на Афон в XIX веке было все равно как переместиться из статуса крепостного в Запорожскую Сечь.
Выражение «Послушание выше поста и молитвы» в нашей традиции понимается не верно. Истинное послушание у греков – это послушание своему духовному отцу, а не игумену. Для игумена – не послушание, а служение, если речь идёт о монастырских обязанностях. Потому что монах принёс и передал монастырю в жертву главное, свою свободу, чтобы научиться молитве и смирению.
После принятия закона об однополых браках в Греции следующим шагом станет отмена Православия как государственной религии.
СТАРЦЫ НА АФОНЕ ПРО ВОЙНУ НЕ ГОВОРЯТ. ПРО ВОЙНУ ГОВОРЯТ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. А СТАРЦЫ МОЛЯТСЯ. МОЛЯТСЯ О МИРЕ. ВОЙНА – ЭТО СЛЕДСТВИЕ ГРЕХА.
Русские ждут пришествия антихриста, а греки – Христа.
Главное – молиться со смирением и без страстей
А вот ещё один разговор с герондой другого греческого монастыря:
Какое правило для мирян по Иисусовой молитве? По меньшей мере, стократное повторение. При желании можно делать по триста молитв утром и столько же вечером. Но это зависит от наличия свободного времени. Есть три типа молитвы, по мнению старца Григория: молитва мытаря, молитва разбойника и Иисусова молитва. Это все молитвы короткие. Богу не требуются длинные молитвы. Но наивысшая молитва их всех «Отче наш». Главное, чтобы молиться со смирением и без страстей. Четки, канон, акафисты и поклоны... Один из способов проявить любовь к ближнему – это самому отказаться от каких-то своих пристрастий (алкоголь, курение и т.п.).
Можно ли заменить чтение Иисусовой молитвой установленное правило перед Причастием? Есть такая практика, но так как геронда Григорий не любил этого, то мы конкретный совет дать не можем.
КАК БОРОТЬСЯ С ДЕПРЕССИЕЙ? РЕЦЕПТ ОДИН – ЛЮБИТЬ ТОГО, КТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ НАСТОЯЩЕЙ РАДОСТИ, ИИСУСА ХРИСТА.
Посмотрите на пример мучеников, которые чувствовали радость и счастье даже в момент мучений.
https://vk.com/video-128830226_456239076
Схиархимандрит Иеремия (Алехин), наместник русского святогорского Свято-Пантелеимонова монастыря, и молодой монах
Как часто братия обители приступает к Христовым Тайнам?
Раз в воскресенье и ещё раз в неделю по личной необходимости.
Как управлять коллективом, в котором, как и в любом сообществе людей, всегда бушуют страсти? Руководитель, указывая подчиненному, должен говорить с любовью и со смирением (без надменности). Только тогда его инструкции будут восприняты и приняты. И ещё. Если руководитель даёт только указание, а не участвует в возникшей проблеме, то его приказ на будет воспринят подчинёнными. Александр Македонский всегда был лично вовлечен внутрь проблемы, поэтому столько достиг. Но так ведут себя и многие святые и их достижения – духовные.