Его доченьки, его ангела Софьюшки больше нет… Безутешный Александр I неотрывно смотрел на дочь, не понимая, чем заслужил такое горе. А тихий голос в голове нашептывал, заполняя сердце государя болью: «За грехи твои, за грехи…»
Детство и юность за границей
Внебрачная дочь императора Александра I, Софья Нарышкина, появилась на свет в Петербурге 8 октября 1805 года. Ее матерью стала фаворитка императора Мария Нарышкина, связь с которой у него продолжалась много лет. Софья была не единственным, но самым любимым внебрачным ребенком императора.
Девочка унаследовала красоту матери, но росла очень болезненной. Император обеспечил Софье лучших врачей, но она все равно росла слабой. Состояние девочки заставило Марию Нарышкину на долгие годы покинуть Россию и жить в Европе.
Выбор жениха и возвращение в Россию
Когда Софья подросла, отец озаботился поиском мужа для нее. Первоначально он остановил свой выбор на графе Д. Шереметеве, но помолвка не состоялась, поскольку кандидат на роль мужа «уклонился от этой высочайшей чести».
Жениться на Софье мечтали многие молодые люди, ведь подобная партия обеспечивала блестящую карьеру. Кроме того, это гарантировало не только родство с семьей императора, но и покровительство государя, очень любившего дочь.
Но из всех возможных женихов Александр I выбрал 22-летнего светского «пройдоху» и «пустоцвета» (как отзывались о нем современники) Андрея Шувалова, который был младшим сыном близкой подруги Марии Нарышкиной.
Официальный жених Софьи происходил из очень знатной семьи. Его отцом был сенатор и граф Петр Андреевич Шувалов. Несмотря на нелестные прозвища, юный граф Андрей Петрович достиг определенных карьерных высот – он состоял в Коллегии иностранных дел, был причислен к ведомству министерства Императорского двора, имел звание камер-юнкера.
Встреча с женихом
18-летняя Софья с матерью приехали из-за границы, чтобы девушку обвенчали с женихом. Александр I был счастлив видеть свою дочь рядом и проводил с любимицей много времени. Девушка тоже радовалась встречи с императором.
Великолепно образованная, но болезненная и робкая, Софья предпочитала не роскошные балы, а спокойные беседы и чтение. Полная противоположность своему жениху.
Он кстати был рад ее увидеть. Светский карьерист основательно готовился к встрече с будущей женой. Еще бы! Ведь брак с Софьей сулил ему невероятные карьерные высоты.
В первую же встречу с девушкой Шувалов сделал все, чтобы ее очаровать. Глядя на бледную, хрупкую Софью, скромно потупившую глаза, он самодовольно усмехался, уже видя себя зятем императора:
"А девица-то сама скромность, да и как будто не от мира сего… Такая станет отличной партией, будет способствовать моей карьере и не станет мешать моим увлечениям!", - думал Шувалов.
Действительно, девушку окружала аура беззащитности и хрупкости. Вот как описывал внешность Софьи Нарышкиной русский поэт и прозаик В. Соллогуб:
«Ее детское, как бы прозрачное личико, большие голубые детские глаза, светло-белокурые вьющиеся кудри придавали ей отблеск неземной».
Во время первого свидания с невестой Шувалов блистал остроумием, окружил Софью лестью, заверял в своей великой любви. Но когда девушка закашлялась, подал ей платок, торопливо скрыв гримасу брезгливости.
А она, наивная и неискушенная блеском света, с тихим восторгом вслушивалась в речи светского проходимца, верила каждому его слову. В сердце девушки вселялась робкая надежда на то, что и она может быть любима и счастлива...
Трагедия накануне свадьбы
Андрея Шувалова обручили с Софьей, свадьба была назначена на июнь 1824 года. Мать девушки спешно готовилась к венчанию, с нетерпением ждал бракосочетания и жених.
Однако Александр I, обеспокоенный состоянием дочери, отложил свадьбу. По настоянию придворных медиков Софью увезли на дачу в Петергоф, чтобы укрепить ее здоровье. Но девушка слабела с каждым днем.
Император очень переживал за дочь. Каждое утро он ждал доклада о состоянии своей любимицы и ежедневно навещал Софью. Александр I понимал тщетность своих попыток спасти дочь, но надеялся на чудо.
Чуда не случилось. Софья Нарышкина умерла на рассвете 18 июня 1824 года. Буквально накануне свадьбы. Ей было всего 18 лет (а по другим данным 16). Похоронили ее в свадебном платье, в котором она должна была выходить замуж.
Умерла? Как не вовремя!
Андрей Шувалов был очень разочарован новостью о смерти невесты. Уж очень не вовремя умерла его будущая жена!
Разрушились его мечты о головокружительной карьере в статусе зятя императора. На похоронах Софьи Андрей Шувалов сожалел не о потере невесты, а о том, какие перспективы от него ушли:
«Мой милый, какого значения я лишился!»,- шепнул он одному из своих приятелей
Несостоявшийся муж быстро забыл усопшую невесту. Через два года после смерти Софьи Шувалов женился на богатейшей вдове князя Платона Зубова (последнего фаворита императрицы Екатерины II). В дальнейшем он сделал блестящую карьеру при дворе.
Для верующего императора потеря дочери стала настоящим ударом. До конца своих дней Александр I был уверен, что кончина Софьи является расплатой за его грехи.