Многие знают уникальную достопримечательность, которая находится в Вене - Дом Хундертвассера. Кстати, дом жилой. В доме 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы, а также около 250 деревьев и кустарников которые растут прямо на здании. Создал это необычное строение австрийский художник и архитектор Фриденсрайх Хундертвассер.
Но мало кто знает, что мусоросжигательный завод Шпиттелау в центре Вены тоже проектировал и декорировал Хундертвассер. Мало того, что завод прекрасно выполняет свои главные функции, так он еще и является произведением искусства, которое стоит в одном ряду с главными достопримечательностями имперской Вены: Кафедральным собором Св. Стефана, дворцами Хофбург и Бельведер, зданием венской оперы, Ратушей.
Немного истории: завод Шпиттелау расположиен на берегу Дунайского канала в девятом и одном из центральных районов Вены. Завод создавался для решения двух проблем: теплоснабжения и утилизации мусора там, где он возникал, без транспортировки отходов мусоровозами через весь город. После масштабного пожара 15 мая 1987 года, возникшего по вине строительной компании, встал вопрос о реконструкции завода. В те годы мэром города был Гельмут Цильк , очень мудрый и дальновидный человек, это он придумал, как сделать так, чтобы жители не только согласились с восстановлением в центре "вредного производства", но и гордились им. И пригласил знаменитого художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера работать над проектом. А тот сразу же отказался! :)
Художник был известен не только своими необычными проектами, но и тем, что всегда носил носки разного цвета, а когда его спрашивали - почему, то отвечал: "А отчего вы носите одинаковые"? Он был ярым приверженцем «органического» зодчества и борцом за экологию. Архитектор был категорически против идеи сжигания мусора, вместо его утилизации. И, конечно, будучи таким, он категорически отказался участвовать в столь "грязном деле". Но, прежде чем мэр и художник ударили по рукам, он выставил Вене обязательные условия:
- город приобретает самую современную установку для очистки дыма от вредных примесей, именно самую современную из тех, что тогда существовали в мире.
- город законодательно вводит систему комплексного разделения мусора.
В результате соглашения, спустя три года, на месте пожарища возникло это архитектурное и одновременно высокотехнологическое чудо, ставшее теперь одним из символов чистой Вены.
За свои труды Хундертвассер не взял ни цента. А если прогуливаться по заводу, то можно встретить на стенах витиеватые надписи, который оставил художник, вот одна из них - "Мы живем в раю. Только сами сильно испортили его".
Идеальной постройкой в представлении архитектора всегда была та, в которой отсутствуют прямые линии и ровные поверхности. Прямые линии безбожны, уверял он, так как их просто не существуют в природе. Хотя в архитектуре завода невозможно обойтись без создания простых вертикальных стен, все они настолько ярко раскрашены — в излюбленной манере Хундертвасера, — и на них столько пестрых пятен и неровных линий, что визуально каждая стена кажется причудливо изогнутой и деформированной.
В проектах Хундертвасера никогда не было двух одинаковых окон. И создавая ассиметричные фасады завода, художник остался верен себе — в Spittelau окна, так же, как во всех других его зданиях, совершенно очевидно "яркие индивидуальности":). То есть у каждого из них собственные пропорции, цвет и размер — абсолютно похожих нет. :)
Башни с золотыми луковками, изогнутые колонны похожие на стволы деревьев, отсутствие прямых углов, яркость орнамента, выкладка разноцветной плиткой и, наконец, высокая труба, с золотыми шарами (где разместилось прекрасное видовое кафе) — все это характерно для «почерка» великого архитектора, сумевшего заключить утилитарную функцию завода в фантастическую форму. Кстати, на вершине заводской трубы гнездятся соколы! В плохом месте дикие птицы не стали бы жить.
Несмотря на невероятный дизайн, завод безупречно выполняет свою практическую функцию. Spittelau утилизирует до 265 000 тонн отходов ежегодно, при этом самостоятельно вырабатывая электроэнергию для производственных нужд. Тепло от сжигания мусора подается в 60 тысяч венских квартир.
Фриденсрайх Хундертвассер говорил, что его желанием всегда было нести радость людям красивыми и полезными вещами. Хороший завод получился!:)
Кстати, в Японии, в Осаке решили повторить удачный проект и создали свой мусоросжигательный завод, который тоже проектировал Хундертвассер.
............................................................................................................................................
С любовью к дизайну и архитектуре, Ирина Д.