Когда я начинал писать мини-цикл статей о различных межавторских, в том числе «народных», фантастических вселенных, я точно знал, что затрону и мир компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R.
Но взяться за статью оказалось непросто: как с игрой так и с книжной серией у меня связано много личных, очных тёплых воспоминаний. Это, с одной стороны, может сделать статью более эмоциональной и полной ностальгии, но с другой – какие-то мои воспоминания и переживания могут быть интересны только мне. Постараюсь найти баланс.
Итак – вселенная S.T.A.L.K.E.R. Три невероятно популярные компьютерных игры. Огромное количество любительских модов и дополнений. Книжная серия с фантастическими тиражами. Литературные конкурсы. Конкурс любительских фильмов. Конкурс комиксов. Десятки тематических сайтов и форумов, собирающий тысячи тысяч преданных фанатов. Сейчас, кажется, такой успех уже просто невозможно повторить.
С чего всё начиналось
В 2007 году в свет вышла игра «S.T.A.L.K.E.R: Тень Чернобыля». Её ждали так долго, что успели обозвать «Ждалкером». Многие уже не верили, но это произошло.
Помню, как первый раз поиграл в этот шедевр. Меня покорил не геймплей, сюжет или графика (тем более, что мой комп её тогда едва тянул). Атмосфера! Все эти разговоры у костра, странные звуки аномалий, потрескивание счётчика Гейгера, внезапные атаки монстров, звуки сообщений на КПК и отдалённые перестрелки.
Это затягивало. Впечатляло. В этот мир хотелось вернуться снова и снова. И люди возвращались: перепроходя по десятому разу оригинальную игру, ставя поверх неё моды. Затем были два продолжения: «Чистое небо» и «Зов Припяти». (С которыми у меня, кстати, сложилось уже не так хорошо).
Но самое главное – вселенная компьютерной игры, взявшая за основу некоторые элементы «Пикника на обочине», стала источником вдохновения для очень многих людей.
Книжная серия
Книжная серия S.T.A.L.K.E.R стала настоящим издательским феноменом. Да, двадцать лет назад тиражи бумажных книг были куда выше, чем сейчас. Но даже для тех лет серия новеллизаций компьютерной игры била рекорды.
А началось всё с литературного конкурса. Это стало доброй традицией: перед выходом каждой игры разработчики игры (совместно с редакторами издательства) устраивали литературный конкурс. Первый я пропустил, в двух последующих участвовал. С одной стороны – безрезультатно. С другой – именно тогда я зарегистрировался сразу на нескольких тематических форумах и обзавёлся множеством интернет-знакомых. Комьюнити сталкера до сих пор вспоминается как одно из самых отзывчивых и ламповых.
Следующим шагом стали полноценные романы. В итоге только в основной серии вышло что-то около 70 книг. Затем из-за различных проблем с авторскими правами серия переходила из издательства в издательство, меняла название, на её основе создавали новые серии «совсем как тот самый сталкер».
Самое главное, что мир суровых сталкеров оказался очень гибок. В нём прекрасно существовали истории в духе северных рассказов Джека Лондона, динамичные боевики, приключенческие романы, элементы мистики и хоррора.
В книге каждого автора было что-то своё при наличии знакомых, узнаваемых и таких родных элементов.
Конкурсы и не только
Как я уже упоминал, на пике популярности разработчики очень активно взаимодействовали с комьюнити. Так, кроме литературных конкурсов, были проведены ещё киноконкурс и конкурс комиксов.
За всем этим было реально интересно наблюдать. Это сейчас снять более-менее приличное видео можно почти на любой смартфон. Тогда же люди выкручивались как могли. До сих пор помню, как какие-то ребята гениально замаскировали проблемы с изображением, звуком (и отсутствие актёрской игры) текстовыми вставками в стиле и духе немого кино!
С комиксами такая же история. Даже лучше - тут простор для творчества почти столь же безграничный, как и с книгами.
Самое же главное - рассказы, книги и комиксы люди создавали и вне всяких конкурсов. Распространяя это на форумах, в соц. сетях и т.п. и т.д.
Опять же - я уже говорил - особым видом творчества (востребованным до сих пор!) стало создание модов к игре. Добавляющих новый сюжет. Или делающий мир больше и разнообразней. Новые аномалии и монстры. Оружие. Персонажи и герои.
Как и большинство вселенных о которых я уже писал (ссылки будут ниже) - S.T.A.L.K.E.R вдохновил на творчество огромное сообщество.
Даже жаль, что выход Сталкер-2 уже едва ли станет таким же феноменом. Времена изменились...
Ссылки на статьи о других вселенных:
Фонд SCP: крупнейшая фантастическая вселенная, созданная интернет-сообществом
Метрономикон - как картины цифрового художника создали целую вселенную?
Самосбор. Самая народная и самая суровая фантастическая вселенная