Когда Роман Полански решил экранизировать реальную историю польско-еврейского пианиста Владислава Шпильмана, было ясно, что главная роль потребует от актера глубокой эмоциональной отдачи. Но Эдриен Броуди пошел дальше: чтобы погрузиться в мир персонажа, он полностью изменил свою жизнь.
Стать Шпильманом
Роман Полански очень долго искал исполнителя главной роли. Было отсмотрено более тысячи кандидатур, пока кастинг-директор не привел на пробы Эдриена Броуди, на тот момент еще практически неизвестного широкой публике актера. Из похожих ролей у Броуди к тому моменту была лишь небольшая роль в военном фильме «Тонкая красная линия».
На момент начала съемок актеру было 28 лет, и он осознавал, что его жизненного опыта не хватит даже на эпизод в образе Шпильмана. Чтобы сыграть достоверно, нужно стать персонажем. Подготовиться к роли так, как учил великий Станиславский – не представлять образ, а «стать образом», его переживания, чувства и мысли сделать своими собственными.
Когда мемуары Владислава Шпильмана были прочитаны и местами выучены наизусть, Броуди начал брать уроки игры на фортепиано. Актер занимался по несколько часов в день, потому что чувствовал, что в кадре все должно выглядеть достоверно. Когда не играл, слушал Шопена и даже научился исполнять отрывки некоторых произведений.
Правда, в фильме за актера все же играл профессиональный пианист, его же руки были на крупных планах за фортепиано. Но музыкальная подготовка помогла Броуди лучше погрузиться в роль.
В Европу с двумя сумками
Научиться играть на фортепиано – это еще не стать персонажем.
«Я чувствовал, что мне необходимо испытать чувство одиночества и отказаться от удобств современной жизни, чтобы мыслить как человек, потерявший дом, семью и все, что у него было. Я сдал квартиру, продал машину, отключил телефон и уехал в Европу с двумя сумками», – рассказывал Броуди.
Полгода он не общался с друзьями. По слухам, актера даже бросила девушка, потому что не смогла принять его слишком радикальную подготовку к роли. Позже он скажет, что принес личную жизнь в жертву «Пианисту».
Финальные сцены, когда голодный пианист бродит по Варшавскому гетто, потребовали от Броуди не только эмоциональных, но и физических жертв. Актер похудел на 14 килограммов. При росте 185 см он весил 60 килограммов. В интервью BBC он рассказывал:
«Когда я голодал, возникала пустота, которую до этого я не испытывал. Я не мог достоверно сыграть это состояние, не зная его. Я испытал одиночество, тоску, усталость, но я не знал того отчаяния, которое приходит с голодом».
«Оскар» и депрессия
После окончания съемок Броуди потребовалось около полугода, чтобы прийти в себя и вернуться к своей обычной жизни. Роль Владислава Шпильмана стала большим прорывом для актера, принесла ему «Оскар» за лучшую мужскую роль (Броуди в свои 29 лет стал самым молодым лауреатом премии в этой категории) и «Сезар» как лучшему актеру (единственный американец, выигравший номинацию).
Но всеобщее признание и высокие награды не спасли Броуди от депрессии. Вернее, от «траура», как актер сам назвал свое состояние. В течение нескольких лет после съемок он оплакивал реальных людей, которым пришлось пройти то же, что и польскому пианисту.
«Когда каждый день на протяжении 16 часов погружаешься в очень тяжелый и страшный материал, оставаться прежним невозможно. Страдания персонажа наложили отпечаток и на меня», – признавался Броуди.
В то же время актер остается благодарным «Пианисту» за возможность переосмыслить свою жизнь и карьеру. Несмотря на успех, он не спешит соглашаться на любые предложения от режиссеров, даже если съемки сулят хороший заработок. Броуди старается выбирать роли, которые помогают ему выйти из жанровых рамок и позволяют попробовать себя в разных амплуа. И, по-моему, ему это прекрасно удается.