Найти тему

Георгий Вицин: "Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!".

Оглавление

Георгий Вицин родился в Петрограде 23 апреля 1917 года, между двумя революциями. Его мать, Мария Матвеевна, была вынуждена работать, чтобы обеспечить семью. Она одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным: он был отравлен газом и прожил недолго.

Когда Мария Матвеевна поступила на работу билетершей в Колонном зале Дома Союзов, она часто брала с собой на работу сына. Там-то Георгий и приобщился к искусству.

Надо сказать, что с детства Георгий был очень застенчивым мальчиком. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, он всегда прятался за чужие спины. Однако, преодолев свою застенчивость, он твердо решил стать актером. Сперва Георгий выбрал школьный театр в качестве терапии от застенчивости. Он начал активно заниматься. В детском спектакле он исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет серьезно заняться балетом. Но после школы Георгий решил "серьезно заняться" театром.

Юность

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Однако вскоре его отчислили с формулировкой "за легкомысленное отношение к учебному процессу". Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы и прошел испытания сразу в трех студиях - Алексея Дикого, театра Революции и МХАТе-2. Он был принят сразу во все студии и свой выбор остановил на Театральном училище им.Е. Вахтангова студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 год.

В 1936 году Георгий Вицин поступил в труппу Театра-студии под руководством великого актера Николая Хмелева. Студию вскоре переименовали в театр имени Ермоловой, и Вицин занял в труппе заметное положение. На него "ходили", о нем с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блестящей сценической карьерой может навсегда покинуть театр и посвятить себя кинематографу.

Кинематографическую карьеру Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютировал он ролью Гоголя в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году (до этого в кино у него была лишь эпизодическая роль опричника в фильме "Иван Грозный"). Снимался Георгий Вицин в наиболее разножанровых фильмах и прославился ролью Васи Веснушкина в фильме "Запасной игрок" (1954). Перед съемками "Запасного игрока" Вицин целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы "согнать жиры". А на репетиции боксерского поединка он так разошелся, что серьезно атаковал Павла Кадочникова. Бондаров, занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин проснулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

Зрителям понравился герой Вицина - застенчивый, но болеющий за свое дело, способный совершить благородный поступок. По горячим следам и тому же удачному шаблону был снят фильм "Она вас любит" (1956), где развилась тема истинного, а не показного героизма, душевной требовательности, способной выстоять перед нахрапистой взбешенностью.

В этом фильме по сценарию предусматривался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина "на слабо". Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой "поклонницы Клавы", в котором она сообщала, что лично будет наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочитал, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: "А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать".

Невзрачные, но чуткие герои Вицина вызывали симпатию зрителей. Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических, лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя "с легким налетом иронии".

-2

Эпоха "Труса"

Но в этот период творчества Вицина начался новый этап - "эпоха Труса". Его хрупкая и субтильная фигура появилась рядом с Бывалым - Моргуновым и Болваном - Никулиным, создав нелепую сатирическую Троицу, которая высмеивала недостатки общества. Каждый из этих образов был собирательным и обобщающим.

Трус Вицин в комедиях "Пес Барбос и необычный кросс" (1961), "Самогонщики" (1961), "Операция Ы" (1965), "Кавказская пленница" (1966), "Семь стариков и одна девушка" был поэтичным, влюбчивым, недоверчивым и интеллигентным. Все его последующие герои были созданы в рамках этого образа с привычными вздохами, походкой и набором аксессуаров (портфель, галстук, котелок, очки или просто близорукий взгляд).

Новые маски

Неожиданно актер сыграл роль преступника в фильме "Джентльмены удачи" (1971). Это был страшный человек с лающим голосом и сентиментальными воспоминаниями, который готов был на все, чтобы добиться своей цели. В этой роли Вицин не только коснулся современного нерва, но и нашел новые краски для продолжения своей "масочной линии".

К сожалению, ему мало предлагали таких ролей со "взрывным" вторым планом, подобных роли папы из комедии "Не может быть!" (1975). Мастер эксцентрики, гротеска и смехотворного перевоплощения, Вицин часто использовался как чистый комик, хотя и в этом вопросе его недооценивали. Однако, хотя эта маска и затрудняла творческие поиски Вицина, зрителям запомнились многие работы талантливого комедийного актера, с тонкой иронией и гротеском создававшего образы своих героев.

Более ста фильмов с его участием мы смотрим и не перестаем смеяться над его непревзойденными героями. Здесь и Бальзаминов из "Женитьбы Бальзаминова", и Тебенков из комедии "Опекун", хмырь из "Джентльменов удачи", Тютюрин из "Непоправимого лжеца", сэр Эндрю из "Двенадцатой ночи", Сэм из "Деловых людей" и, конечно же, главная роль - это трус из бессмертных комедий Гайдая. А съемки в телевизионном "Кабачке 13 стульев" лишь добавили ему популярности.

Георгий Вицин был талантливым актером, который мог просто и естественно перевоплощаться в разных персонажей. В 48 лет он сыграл 20-летнего Мишу Бальзаминова, а в 37-38 лет - 18-летнего Васю Веснушкина в фильме "Запасной игрок". В 36 лет он изобразил древнего деда Мусия в картине "Максим Перепелица".

Вицин вернулся к образу "труса" в последний раз в фильме Юрия Кушнерева "Комедия давно минувших дней". Режиссер попытался возродить легендарную тройку, соединив ее в одном фильме с не менее известной гайдаевской двойкой - Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым из "12 стульев". Но, к сожалению, результат оказался весьма скромным. Никулин отказался от участия в проекте сразу, а остальным актерам пришлось постараться, чтобы сделать хоть что-то из ничего.

Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в фильме "Хаги-траггер" в 1994 году.

-3

Работа в мультипликации

Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучиванием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьезной. Его голосом говорят: домовенок Кузька, заяц ("Мешок яблок"), Джузеппе ("Приключения Буратино"), жук-музыкант ("Дюймовочка") и многие другие.

Личная жизнь

Георгий Михайлович был женат на Тамаре Федоровне, племяннице знаменитого ученого Мичурина. Их дочь Наташа была художником.

Георгий Вицин очень любил животных. Все местные обитатели (птицы, кошки и собаки) точно знали время, когда он выходил "на кормление", и собирались перед его подъездом. В семье они держали двух попугаев и собаку.

Странно, но Вицин, который нередко играл на экране пьяниц, в жизни был совершенно непьющим человеком. Кроме того, он не курил. На протяжении всей жизни Георгий Михайлович занимался йогой. В то время в Советском Союзе никто толком и не знал, что это такое, а Вицин системно и регулярно занимался по этой системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры были в отчаянии, когда после команды "Мотор" Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: "Извините, мне нужно семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса". Не обращая внимания на напряженную атмосферу, он отходил в сторону, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе. К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым, заявила Вицину: "Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!"

-4

Выдающийся актер

Несмотря на обилие персонажей, которых он играл, талант Вицина заслуживает большего, и главную роль в его жизни, к сожалению, он так и не сыграл. По мнению его партнеров Моргунова и Никулина: "Вицин дьявольски талантлив, и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя".

Последние 7 лет он не снимался, до недавнего времени актер появлялся перед зрителями только в юмористических концертах театра киноактера.

По мнению врачей, чрезмерное увлечение йогой негативно отразилось на здоровье актера. 22 октября 2001 года после тяжелой болезни Народный артист Советского Союза ушел из жизни.

Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил словами: "Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!".

-5