Пять причин, почему долгожданный сиквел не вселяет оптимизма
Авторская колонка: мнение редакции может не совпадать с мнением автора (а может и совпадать)
После продолжительного периода радиомолчания, длившегося несколько лет, пиар-машина Bloodlines 2 вновь подает признаки жизни и постепенно набирает обороты. Так, мы наконец-то знаем, какой новой студии передали многострадальный проект, а также приблизительно представляем из интервью и демонстраций геймплея, чего стоит ждать от продолжения легендарной RPG. Увы, но услышанное и увиденное пока вовсе не вызывает веры в конечный продукт. В этом материале пойдет речь о том, какие тревожные знаки уже сейчас заставляют сомневаться в качестве VtMB 2.
Мечта, которой не суждено сбыться
Трейлер текущей версии игры
Глядя на, мягко говоря, проблемную разработку Bloodlines 2, может показаться, что на серию кто-то наложил порчу, или же существует реальная вампирская теневая организация, которая пытается придушить игры о себе еще в зародыше, саботируя творческий процесс. Рождающаяся долгие годы в муках VtMB 2, которая успела полностью сменить создателей, следует по стопам предшественницы. Классика 2004 года тоже создавалась в хаотичных условиях и к релизу добралась в максимально сыром виде.
Разумеется, нельзя вот так авансом утверждать, что Bloodlines 2 суждено оказаться такой же кривой и недоработанной, как и первой игре. Однако о чем можно говорить с уверенностью, так это о том, что проблемная разработка сиквела уже привела к непоправимым последствиям: к сожалению, мы потеряли VtMB 2 от Hardsuit Labs, которая, по крайней мере, со стороны выглядела как верное оригиналу продолжение.
Версия Hardsuit
Нет, я не стану приукрашивать факты и разглагольствовать на тему того, какой безупречной вырисовывалась Bloodlines 2 от Hardsuit. И у той версии игры были явные проблемы, которые смущали уже чисто по трейлерам. Тем не менее, несмотря на все красные флажки, ранняя Bloodlines 2 была куда ближе к игре мечты в представлении фанатов. За сценарий все же отвечал Брайан Мицода, на творчестве которого держалась вся первая часть, саундтрек вновь писал гениальный Рик Шаффер, а сама игра, если верить предрелизным материалам, фокусировалась на нелинейности, вариативности (6 уникальных кланов, включая всеми любимых малкавианов), разветвляющихся диалогах и атмосфере.
Когда Hardsuit Labs потеряла самых талантливых сотрудников, включая того же Мицоду, а Paradox решила нажать кнопку ребута и начать разработку заново силами уже другой команды, стало ясно, что про «Bloodlines 2 мечты» можно забыть. Конечно, многие наработки Hardsuit наверняка перекочевали в новую версию (сеттинг же не менялся), однако текущая VtMB 2 рассказывает уже не ту историю, которую хотел рассказать Брайан Мицода, и опирается на другие механики и системы.
Китайская комната
Сейчас Bloodlines 2 занимается относительно небольшая британская студия The Chinese Room, известная по средненькому продолжению хоррора Amnesia под названием A Machine for Pigs, а также «симуляторам ходьбы» Everybody's Gone to the Rapture и Dear Esther.
Выбор новой команды разработчиков смущает в какой-то степени даже больше, чем когда VtMB 2 оказалась в руках вообще никому не известной Hardsuit. Почему? Ну, для начала, никто в The Chinese Room не приложил руку к первой части. «Ну и что с того, — подумаете вы, — в Larian тоже не было ветеранов серии Baldur’s Gate, но она же справилась с третьей частью». Вот только у Larian за плечами был богатейший опыт разработки RPG, чего нельзя сказать про The Chinese Room. В придачу, увы, сюжеты игр «Комнаты» сложно назвать шедевральными, поэтому к переписанному сценарию Bloodlines 2 уже сейчас есть негативная предвзятость.
Огонька не найдется?
Свежий геймплей
Из того, что мы знаем о VtMB 2, больше всего интригует новость, что геймерам во второй части достанется роль не молодого вампира, как планировалось изначально, а пробудившегося из продолжительной спячки старейшины, не имеющего представления о современном мире. Звучит круто, однако реализация данной концепции вызывает вопросы.
Так, сильнее всего смущает, что герой Bloodlines 2 вообще не вписывается в понятие “чистого листа”. У старейшины будет своя предыстория, которую нельзя изменить, дурацкое имя Phyre (читается как «Фаер», что созвучно с английским словом «огонь») и озвучка с ближневосточным акцентом. Поменять дадут клан и пол персонажа, а вот про то, можно ли будет Фаер изменить внешность (хотя бы прическу), никто ничего еще не сказал, что наводит большинство фанатов на мысль, что такая опция не предусмотрена.
Да, и в первой Bloodlines не было кастомизации внешности (она определялась чисто выбором клана), однако на дворе давно не 2004: за эти двадцать лет редактор персонажа стал важной составляющей многих RPG. К тому же, он должен был присутствовать в версии игры от Hardsuit.
Даже если кастомизацию все же завезут в финальную игру, останется проблема озвучки, имени и бэкграунда, из-за которых, как ни крути, Фаер никогда не будет таким же безупречным сосудом для погружения, как герой или героиня, созданные геймером с нуля. Ну и плюс пример некоторых других ролевых приключений продемонстрировал, что имплементация персонажа с голосом негативно сказывается на комплексности диалогов.
«Да», «саркастичное да», «нет»
Раз уж данная тема была затронута, нельзя не посетовать на тот факт, что диалоги Bloodlines 2 подверглись явной «массиффектизации». Этим только что выдуманным термином можно описать прискорбное явление в некоторых RPG с озвученными протагонистами, в которых игроку во время беседы на выбор доступны всего лишь 3-4 реплики диалога, причем на экране отображается приблизительное описание того, что скажет персонаж, а не точная цитата. Ну то есть как в Mass Effect или Fallout 4.
Вот и в геймплейной демонстрации VtMB 2 во время разговора Фаер с носферату появилось окно с тремя вариантами ответа, причем появилось лишь раз за беседу: большинство своих строк Фаер прочла самостоятельно без участия геймера.
Думаю, недостатки данной системы и так всем понятны, но на всякий случай отмечу ключевую проблему: столь ограниченные диалоги напрямую отражаются на нелинейности игры и просторе для отыгрыша роли.
$15, чтобы сойти с ума
В текущей версии Bloodlines 2 количество кланов порезали с 6 (5 линий крови Камарильи + тонкокровные), как планировалось изначально, до всего 4 штук. Так, теперь можно стать представителем лишь кланов Бруха (аналогом воина в других RPG), Тремер (магом), Бану Хаким (ассасином) или Вентру (социальным манипулятором). На релизе про народных любимчиков носферату и малкавианов можете забыть, хотя безумный клан Малкава должен был быть в версии Hardsuit, и его даже успели официально анонсировать.
Трейлер 2019 года
Paradox уже объявила, что VtMB 2 получит DLC с кланами, поэтому, скорее всего, самые интересные линии крови добавят в игру позже. От этого, правда, не легче: необходимость платить за тех же малкавианов скорее усиливает весь негатив ситуации с урезанием базового контента.
Стандарт, которому невозможно соответствовать
Первая Bloodlines — культовая игра, которую часто называют одной из величайших RPG всех времен, и сиквелу, как ни крути, придется выдерживать сравнение именно с ней. А это, пожалуй, заведомо проигрышная битва и главная причина, почему продолжение не вызывает «хайпа».
Да, разумеется, у VtMB 2 есть шансы реализовать что-то лучше, чем это было сделано в VtMB 1 (например, боевку), но сможет ли она держаться на одном уровне с классикой, когда мы говорим о действительно важных вещах? Когда говорим о сценарии, диалогах, запоминающихся персонажах, атмосфере и грамотном балансе серьезных тем и юмора? Все же Bloodlines — это вот та самая «молния в бутылке»: уникальная игра, созданная в уникальное время. Над ней работали легенды жанра, сделавшие Fallout и Arcanum, в первой половине нулевых — периоде, когда сценаристы еще могли позволить себе обыгрывать стереотипы и внедрять в повествование социальные комментарии, не боясь гневной реакции интернета. Каждый создатель VtMB 1 вложил в проект частичку души: к примеру, Рик Шаффер в одном из интервью вспоминал, что писал саундтрек сразу после выхода из тюрьмы и смог пропитать его всей той меланхолией, которую испытывал в один из самых мрачных периодов своей жизни.
Я не пытаюсь намекнуть, что сотрудники The Chinese Room не отдаются своей игре на полную, как это делала Troika Games. Нет, я лишь хочу подчеркнуть, насколько особенной была первая Bloodlines и насколько высоко она задрала планку не только для будущего сиквела, но вообще для ролевых игр в целом.
У Vampire: The Masquerade — Bloodlines чрезвычайно преданное сообщество поклонников, поэтому, какой бы хорошей вдруг ни получилась новая игра, многие фанаты все равно неизбежно скажут, что это «не их Bloodlines 2». Проблема, правда, сейчас в том, что на данном этапе нет весомых причин думать, что VtMB 2 будет именно хорошей: смущают новые создатели, новое направление сиквела, урезанный контент и упрощенные механики. Поживем — увидим, но пока меня не покидает мысль, что лучше бы проект просто переименовали. Тогда больше людей воспринимало бы его без предвзятости, ну а мы, старые фанаты, вернулись бы к романтичному ожиданию сиквела к любимой игре, которого никогда не будет.