История марафонца.
Случай из практики
Ко мне на прием пришел молодой человек словно из рекламного ролика известных бритвенных принадлежностей. Высокий, атлетически сложенный, загорелый, с белозубой улыбкой. Колени его выглядели внешне вполне здоровыми — без опухолей, покраснений и других видимых признаков боли. Шел он не хромая, смело ступая на обе ноги, поэтому я удивился, когда он сообщил, что ему нужна срочная операция на колене в связи с разрывом мениска.
— Я был уже у трех докторов, все говорят, что надо делать резекцию мениска.
— А какие у вас жалобы? Когда произошла травма?
Травмы он не помнил. Но рассказал, что регулярно тренируется и наверняка мог где-то повредить колено. Три раза в неделю он ходил в зал на кроссфит и каждый день бегал, участвовал в марафонах по всей России. Во время очередного забега у него начались боли. Не резко, по нарастающей.
— Сначала очень ныло вот здесь. — Он положил правую руку на правую наружную сторону правого колена. — А потом все сильнее и сильнее. Боли возникали каждый раз на дистанции 3–4 км и не позволяли продолжить бег. В течение дня постепенно боли проходили без какого-либо лечения. Я готовлюсь к Московскому марафону, который должен быть в сентябре, и хочу участвовать в нем без болей. Мне сказали, что вы волшебник и после ваших операций за две недели все восстанавливаются, а через месяц уже опять активно тренируются. У нас как раз чуть больше месяца осталось до марафона. Нужно
успеть. Поэтому я и хочу на операцию срочно.
— А с чего вы взяли, что вам показана операция? — спросил я, уже понимая, что так, как он описал, мениск болеть не может.
— А мне даже дали направление. И в описании МРТ указано: «повреждение медиального мениска в области заднего рога».
Я посмотрел диск МРТ. Там действительно был виден надорванный мениск. Он нигде не ущемлялся и не мешал движению сустава и не должен был вызывать боли. Я попросил Кирилла прилечь на кушетку и осмотрел его колено, провел клинические тесты. При осмотре колено двигалось полноценно, все симптомы
повреждения мениска отсутствовали. То есть обычное здоровое колено, не отекшее, никакого покраснения, локальных болевых точек при пальпации боли не обнаружилось.
— Покажите еще раз, где у вас болит.
Он снова показал на внешнюю сторону колена справа.
— А должно болеть вот тут. — Я пальцем коснулся ровно посередине между двух косточек, но по внутренней стороне колена. — Именно тут у вас разрыв мениска. И если тут не болит, то резекция мениска вам не поможет. Похоже, разрыв прошел по белой части мениска, в которой нет нервных окончаний,
а потому вы не помните травму с резкой болью, и потому болит у вас не мениск. Не нужно вам его оперировать.
— А что же тогда? — удивился Кирилл. — Если это не мениск, то что же тогда болит? А главное, как же мне избавиться от боли?
— Очень похоже, что у вас воспалилось сухожилие подвздошно-большеберцового тракта — tractus iliotibialis. Это большое сухожильное растяжение по внешней стороне бедра от самой подвздошной кости и до колена. Там, где вы показываете боль, она как раз проходит через коленный сустав перед точкой прикрепления к большеберцовой кости. Судя
по всему, вы ее просто перенапрягли в своих активных занятиях, а восстановиться не дали. Часто это связано с нарушением техники бега. Началось воспаление и держится уже сколько? Как давно у вас болит?
Оказалось, что боли мучили Кирилла после тренировок уже два с лишним месяца. Я расписал ему схему консервативного лечения.
— Для начала вам нужно хотя бы на пару недель ограничить физическую нагрузку и дать ноге отдохнуть. Параллельно воспользоваться нестероидными противовоспалительными препаратами, сразу же подключим физиотерапевтические процедуры и работу с реабилитологом. Также рекомендую найти хорошего тренера по бегу, чтобы скорректировать вашу технику бега.
— И сколько времени займет лечение?
— Активная терапия в течение 3 недель должна дать положительные результаты.
— То есть я смогу пробежать Московский марафон?
— За результат забега я ручаться не могу, но если не переусердствуете с подготовкой, то нога на забеге вас беспокоить не будет.
Через три недели, когда курс лечения и реабилитации у Кирилла закончился, он пришел ко мне.
— Юрий Константинович, а колено-то у меня не болит. Совсем. Вот и так могу. — Он сделал глубокий выпад. — И вот так. — Он присел на правой ноге, вытянув левую вперед параллельно полу. — А ведь уже боялся, что не смогу больше.
Я вздохнул, понимая, как велика вероятность, что очень скоро Кирилл придет к нам снова.
— Я бы не рекомендовал вам именно эти упражнения. Мениск у вас хоть и не болит, но надрыв есть, его видно на МРТ, и он никуда не делся. А такие глубокие выпады и приседания могут его дорвать. Тогда он заболит, и действительно придется делать операцию на мениске.
Но я ошибся. Прошло уже пять лет, Кирилл до сих пор активно занимается спортом, хотя кроссфит бросил. Периодически присылает мне фото с забегов и благодарит, что отговорил его от операции. Он женился, немного поправился после свадьбы и теперь старается больше бегать, а не поднимать тяжести
и прыгать по тумбам. Колено его не беспокоит. Иногда после длительных забегов, если он переусердствовал с нагрузкой или поленился нормально размяться и не дал отдых ногам, боль справа по внешней стороне колена возникает снова, но он уже знает, с чем это связано и что с этим делать.