Найти в Дзене
Юрий Афонин

Возрождение отечественного авиастроения сегодня является приоритетной национальной задачей

В студии «60 минут» обсуждали развитие отечественного самолетостроения. Во время визита на Казанский авиационный завод президент осмотрел четыре глубоко модернизированных стратегических ракетоносца Ту-160М.
Самолеты Ту-160 – безусловно, наша гордость, великое наследие Советского Союза. Межконтинентальный бомбардировщик, самый большой сверхзвуковой самолет в мире – он создавался в ответ на создание в США бомбардировщика Б-1, но намного превзошел американский самолет.
С 1984 года, когда Ту-160 был запущен в серийное производство, до 1991 года было построено порядка 30 этих прекрасных машин, а вот за все тридцать с лишним постсоветских лет – всего лишь порядка 10. Предстоит масштабная работа по восстановлению отечественного авиастроения. Сейчас разворачивается выпуск модернизированных Ту-160М, эти самолеты будут способны обеспечить стратегическое сдерживание противников России в течение многих лет.
Казанский авиазавод будет наращивать выпуск военных самолетов, но ему предстоит также сыграть заметную роль в возрождении гражданского авиастроения: там должно быть восстановлено производство среднемагистрального лайнера Ту-214, который представляет собой развитие советского лайнера Ту-204. Ведь сегодня, увы, около 80% парка наших авиаперевозчиков составляют импортные самолеты. Наши внешнеполитические противники делают все, чтобы максимально затруднить снабжение запчастями авиалайнеров западного производства, которые эксплуатируются российскими авиакомпаниями. Их цель – посадить всю нашу гражданскую авиацию на землю.
В этих условиях возрождение отечественного авиастроения становится важнейшей национальной задачей. И здесь будут необходимы усилия как государственного сектора, так и частных предприятий. Рассказал, что в недавней поездке с кандидатом в президенты Николаем Харитоновым на Урал нам довелось посетить Уральский завод гражданской авиации – частное предприятие, специализирующееся на производстве небольших самолетов. Уже в этом году запускаются в серию 9-местные самолеты «Байкал», незаменимые в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. Готовятся к выпуску 44-местные региональные лайнеры «Ладога».
Конечно, крупные предприятия, особенно в оборонно-промышленном комплексе, должны быть под контролем государства. Те оборонные предприятия, что попали в частные руки и используются неэффективно, надо обязательно вернуть в собственность государства, как уже вернулись десятки предприятий. Но эффективно работающие частные предприятия – такие, как Уральский завод гражданской авиации – занимающие свою нишу и выполняющие свою миссию в развитии авиастроения, заслуживают всемерной поддержки государства.

-2