Найти тему

Как проанализировать понятие в дипломной работе или ДУШНИЛА рулит!

Оглавление

Здравствуйте, снова с вами я, Устинова Наталья Николаевна

Продолжаю рассказ о страшно простом действии, которое почему-то ставит в тупик тех, кто пишет выпускную квалификационную работу (то, как названа ВКР в заголовке - отражает суть, но так не называется), учебный проект, курсовую работу , да любую исследовательскую работу.

Здесь продолжение вот этой статьи, поэтому лучше сначала прочитать первую часть, а потом переходить обратно к этой.

В конце статьи я приведу алгоритм анализа понятия и один очень важный лайфхак! Дочитайте до конца!

Сегодня я включаю режим душнилы/ворчуна, который мне часто помогает решать занудную проблему. Не всегда можно творчески решать поставленные задачи, часто нужен не столько блестящий ум, сколько порядок и обыкновенная логика.

Не будем ходить вокруг и около. Продолжаем собирать пазл, называемый выпускной квалификационной работой...

Шедеврум помогает
Шедеврум помогает

Итак, в прошлый раз мы разобрали, что такое понятие, сейчас говорим о том, как выявить его сущность.

У любого понятия есть содержание и объем.

Содержание понятия - это все существенные признаки, которые характеризуют его.

Объем - это все предметы в этом понятии.

Например, понятие "дерево". Все признаки, которые характеризуют дерево - это его содержание, все деревья (вообще все, клёны,буки, дубы...) - объем.

У вас в работе не все так однозначно. Вы взяли сложное, порой неоднозначное понятие и крутить его. Сложно!? Не то слово! Лёгкой жизни никто не обещал!

Давайте разберём что-то из моего "любимого". Например, уровневую дифференциацию обучения. В свое время я писала диссертацию на эту тему, у меня отторжение жесткое, но иногда полезно вернуться к тому, к чему испытываешь отвращение, чтобы понять что-то важное.

Итак, здесь есть родовое понятие (дифференциация обучения) и видовое (уровневая дифференциация обучения). Не буду подробно разбирать понятие. Просто скажу, что дифференциация обучения - это разделение всех компонентов процесса обучения на части, в зависимости от какого-то признака.

Определяем признаки, содержание дифференциации обучения. Наверное вы уже догадались, что признаки здесь "разделение компонентов на группы" и "по признакам".

Объем - любая дифференциация (внутренняя и внешняя, уровневая и статусная...).

А сейчас сущность. Это самое главное!

Сущность - это нечто безусловно образующее предмет. Общее содержание элементов объема является сущностью!

Дорогой мой читатель! Мой вам совет: сначала поймите, что это за слово (словосочетание) такое, что оно обозначает, а потом выявляйте те самые признаки.

Чаще всего можно одним-двумя словами сказать, что это!

Дерево - растение.

Дифференциация - разделение

Метод обучения - способ взаимодействия...

Определили общие признаки, задаем себе вопрос: а какие есть особые признаки? Дальше отделяем мух от котлеты. Рассматриваем эти особые признаки каждый в отдельности. Попутно себе отмечаем, какие будем дальше использовать, а какие - нет.

И, напоследок, алгоритм ваших действий:

1. Сделать отбор литературы по проблеме исследования (лучше сходить в библиотеку, любую, но лучше вузовскую).

2. Определить ученых, которые занимались рассмотрением данной проблемы, чаще всего по типу источника (научная работа (диссертация, монография, научная статья), учебное пособие для студентов, справочник, словарь терминов и т.п.) и контенту (как минимум заголовку).

На самом деле забили в поисковую строку проблему исследования и смотрите ФИО, которые встречаются чаще всего. Именно у этих авторов в статьях и будет самое ТО!

3. Проанализировать литературу и написать так, как рассказывается тут.

4. Читать и думать! Искать то слово/словосочетание, которое характеризует исследуемое понятие.

5. Искать в текстах (НАУЧНЫХ, не на "заборе"!) признаки. Чаще всего авторы так и пишут: "...характеризуется (тем-то)...", "признаками ...являются..."

Ищите с помощью поиска слова "характеризуется", "признаки" - так вам будет проще и быстрее!

Лайфхак:
Нажмите сочетание клавиш F3 или CTRL+F.
Для переходов от одного результата к другому:
Enter - переход к следующему результату поиска,
Shift+Enter — к предыдущему результату поиска.
Esc служит для закрытия режима поиска

6. Обязательно указывайте ФИО автора и делайте ссылки на источники.

Дорогие подписчики канала, очень скоро стартует мой новый проект в телеграмм, он уже будет лично моим. Там я буду работать с конкретными вещами, именно там опубликую ценные советы, алгоритмы, свое видение проблемы написания учебно-исследовательских проектов.

А на сегодня все.

С вами была я, Устинова Наталья Николаевна. Надеюсь, что мои объяснения помогли!

ЗА ОДОБРЕНИЕ СТАТЬИ - ОТДЕЛЬНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ! СТАВЬТЕ👍, мне будет приятно, а вам, может быть, полезно!