Найти тему

Искал добра да злата, нашел кота хвостата

Углубляясь в дебри времен, временами удивляешься языку произведений. Некоторые книги настолько утяжелены якобы древнерусскими оборотами, что читать их решительно невозможно. При этом дело это совершенно бесперспективное и бессмысленное. Так как я ни разу не филолог, то просто возьму наугад отрывок из единственного произведения, название которого запомнилось со школьных времен. Я имею в виду «Слово о полку Игореве».

Памятник древней русской литературы относят к 1187-1188 году. Привожу произвольно взятый отрывок.

«Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до нынешняго Игоря; иже истягну умь крепостию своею, и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую. Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты, и рече Игорь к дружине своей: братие и дружино! луцеж бы потяту быти, неже полонену быти: а всядем, братие, на свои бръзыя комони, да позрим синего Дону».

Такой текст с наскоку не осилить. И такой текст никто читать не будет. Так зачем тогда портить сюжет ненужными тяжеловесными оборотами?

А если уйти еще на пол тысячи или тысячу лет вглубь истории, то, полагаю, язык предков был бы настолько же понятен, как в этом ролике.

Из тех писателей, которые не сильно издевались над современным русским языком, могу порекомендовать 14-томный цикл «Варяг» Александра Мазина. Действие происходит в Киевской Руси на рубеже тысячелетий. Правда я бы остановился на седьмом томе, дальше пошли повторы. Но это очередное ИМХО.

У него же есть еще два неплохих цикла. 10-томник «Викинг». Время действия – то же, место понятно по названию цикла. И четырехтомный «Римский цикл». Место действия понятно. Время – III век нашей эры.

Еще хочется порекомендовать прекрасный цикл Евгения Красникова «Отрок», действие которого происходит незадолго до написания «Слова о полку Игореве». К сожалению, писатель скончался после публикации шестого тома. Все что после, написано как бы соавторами. Но в заголовках, помимо фамилии писателей везде стоит Евгений Красников, который, похоже, с того света помогал сочинять новые книги. Хотелось бы верить, что это не попытка примазаться к популярности, а увековечить память писателя. Хотя по факту – это его дискредитация. И снова ИМХО.

Поднимаясь по лестнице истории, остановимся на временах, предшествующих татаро-монгольскому вторжению. Нельзя пройти мимо восьмитомника Валерия Елманова «Обреченный век», где простой учитель истории переносится в тело удельного князя. Дальше спойлерить не буду. Только я бы пропустил все разговоры со сверхъестественной сущностью, которая, собственно, и организовала это перемещение. Как по мне, скучно. Но это всего лишь несколько страниц, в остальном же мне цикл понравился. Я бы даже сказал, очень, очень…

На этой ступеньке сделаю небольшую остановку и расскажу, что делал на минувшей неделе. А на минувшей неделе я читал свежий цикл «Закон джунглей» Василия Маханенко. Произведение глубоко вторично, поступки героя временами совершенно нелогичны, но драйв!

У меня создалось ощущение, что этот цикл он пишет с кем-то на спор по скорописи. Первый том, совсем не маленькой по объему книги, Маханенко выпустил в ноябре прошлого года. К февралю нынешнего вышел уже пятый. Несмотря на все недостатки продолжения читать буду.

До следующих встреч.

(Мой канал в Телеграме: https://t.me/Fantrus)