Зороастризм - это древняя религия, возникшая до ислама на территории современного Ирана, сочетающая в себе элементы монотеизма и дуализма. Эта вера могла повлиять на другие крупные религии, особенно в ангелологии и эсхатологии. Сообщества зороастрийцев до сих пор существуют в Иране и Индии, где они известны как парсы.
Заратустра, также известный как Зороастр, является основателем зороастризма и считается одним из древнейших пророков мира. Зороастрийцы верят, что их религия была открыта их верховным богом, Ахурой Маздой (Мудрый Господь), Заратустре, который стал основателем этой веры.
Зороастризм, одна из старейших живущих мировых религий, имеет свои корни в далёком прошлом. Это вера основана на учениях пророка Зороастра и имеет дуалистическую космологию добра и зла в рамках монотеистической онтологии и эсхатологии, предсказывающей окончательную победу добра над злом.
Заратустра, принято считать, был иранским реформатором религии и пророком, который основал движение, оспаривающее существующие традиции древнеиранской религии. Он родился где-то между 1700 г. до н.э. и 600 г. до н.э. и приписывается авторство "Гат", серии гимнов, которые составляют ядро зороастрийского мировоззрения
Ученые не пришли к единому мнению относительно времени жизни Заратустры. Некоторые исследователи, используя лингвистические и социокультурные данные, предполагают, что он жил где-то во втором тысячелетии до нашей эры. Другие ученые датируют его жизнь 7-м и 6-м веками до нашей эры, как современника Кира Великого и Дария Великого. Зороастризм в конечном итоге стал официальной государственной религией древнего Ирана, особенно в эпоху Ахеменидской империи, и его подразделений с около 6 века до н.э. до 7 века н.э., когда религия начала упадать после арабо-мусульманского завоевания Ирана
Учения Заратустры представляют собой сложную систему, в центре которой стоит бог Ахура Мазда, олицетворяющий абсолютное добро, мудрость и свет. Согласно зороастрийским представлениям, Ахура Мазда создал вселенную и поддерживает космический порядок. Противостоящая ему сила – Ангра Майню, также известный как Ариман, представляет разрушительные начала, обман, тьму и смерть. Эти два духа, пользующиеся божественной волей, ведут бесконечную борьбу, которая отражается в постоянном выборе между добром и злом, перед которым стоит человечество. В зороастрийском каноне, Авесте, Ахура Мазда отождествляется со Спентой Майню, добрым духом, и прямо противопоставляется Ангра Майню.
Огонь в зороастризме не объект поклонения, а скорее символ идеального порядка и чистоты, который Ахура Мазда установил в мире. Огонь, поддерживаемый вечно в храме, является напоминанием о присутствии и благословении Ахура Мазды и служит напоминанием о непрерывной борьбе между добром и злом, а также о необходимости поддержания чистоты мысли, слова и дела.
Заратустра также пропагандировал идею свободной воли, даваемой Ахурой Маздой человечеству для выбора между добром и злом. Через добрые дела, слова и мысли люди могут служить Ахуре Мазде и помогать в победе над Ангра Майню, тем самым способствуя установлению конечного торжества добра над злом.
Таким образом, в зороастризме акцентируется важность свободного выбора между добром и злом, что является ключевым элементом духовной жизни верующего, а огонь используется как символ чистоты и божественного присутствия.
Священные тексты зороастризма представлены в основном сборнике, известном как Авеста, написанном на древнем языке Авестийском. Тексты Авесты подразделяются на различные категории в зависимости от диалекта или использования. Важнейшим текстом является Ясна, который прочитывается во время главного акта поклонения в зороастризме. Особое значение в Ясне имеют пять Гат – 17 гимнов, которые традиционно приписываются самому Заратустре. Эти гимны находятся в старом (или 'Гатическом') Авестийском языке, в то время как оставшаяся часть текстов Ясны написана на Молодом Авестийском, который отличается не только временем, но и географическим происхождением.
К расширению Ясны относятся тексты Вендидада и Висперад. Висперад содержит дополнительные призывы к божествам (язатам), в то время как Вендидад – это смешанная коллекция прозаических текстов, в основном о законах чистоты. Интересно, что Вендидад – это единственный литургический текст, который не читается наизусть до сих пор. Другие тексты, такие как Яшты, Найеш и другие фрагменты, больше не используются в важных ритуалах и называются "Малая Авеста".
Само слово "Авеста" встречается в работах 9/10 века зороастрийской традиции и выглядит как среднеперсидское abestāg. Тексты abestāg рассматриваются как полученные знания, отличные от экзегетических комментариев (занд) к ним. Литеральный смысл слова abestāg неопределен, но широко признано, что это заимствование из Авестийского, хотя ни одна из предложенных этимологий не получила всеобщего признания.
Сохраненные тексты Авесты, как они существуют сегодня, происходят от единственного основного экземпляра, созданного во времена Сасанидской империи (224–651 гг. н.э.). Самый древний сохранившийся рукописный экземпляр текста на авестийском языке датируется 1323 годом н.э..
Гаты состоят из 17 гимнов, сформированных в 238 стансах, общим количеством около 1300 строк или 6000 слов. Они позже были включены в 72-главный Ясна, который, в свою очередь, является первичной литургической коллекцией текстов в большем сборнике Авесты【67†источник】. Гаты разделены на пять разделов, каждый из которых имеет своё название, отражающее первое слово первого гимна внутри раздела. Метрика гимнов исторически связана с семейством метров тристубх-джагати ведических гимнов.
Язык Гат, Гатический или Старый Авестийский, относится к старой иранской языковой группе, подгруппе восточных семейств индоевропейских языков. Зависимость от ведического санскрита представляет существенную слабость в толковании Гат, так как два языка, хотя и имеют общее происхождение, развивались независимо. Сасанидские переводы и комментарии (зенд) использовались для интерпретации Гат, но к 3 веку авестийский язык практически вымер, и зависимость от средневековых текстов часто осуждается, так как комментарии часто носят догадочный характер.
Древний авестийский язык имеет две формы: Старый Авестийский или Гатический Авестийский и Молодой Авестийский. Они отличаются друг от друга не только хронологически, но и диалектально. Авестийский, ассоциируемый с северо-восточным Ираном, и староперсидский, принадлежащий юго-западу, вместе образуют то, что называется Староиранским. Можно до некоторой степени реконструировать Протоиранский, сравнивая Авестийский со Староперсидским. Этот Протоиранский тесно связан с ведическим языком древней Индии. Оба, Протоиранский и Ведический, возвращаются к Протоиндоиранскому или Протоарийскому, который, в свою очередь, происходит от Протоиндоевропейского.
Авестийская письменность обычно датируется периодом Сасанидов (224-651 гг. н.э.). Считается, что тексты Авесты были записаны вскоре после изобретения письменности, которая была разработана для предоставления специального знака для каждого звука, используемого в традиционном произношении авестийского языка. В этом первом обозначении авестийских текстов, так называемом "Сасанидском архетипе", была реализована цель изобретателя скрипта.
Каждый текст Авесты, независимо от того, был ли он первоначально составлен на Старом или Молодом Авестийском, прошел через несколько стадий передачи перед тем, как был записан в сохранившихся рукописях. В процессе передачи произошло много изменений.
Ритуалы и Практики
В современном зороастризме ритуалы и практики часто интерпретируются через призму этических и субъективных основ. Например, современные зороастрийцы могут определять свою религиозную идентичность как приверженность "хорошим мыслям, хорошим словам и хорошим делам" и индивидуальный выбор автономного верующего. Ритуалы включают ежедневные акты очищения и молитвы, соответствующие пяти разделам дня, и повседневные дела, такие как еда, сон или поход в туалет, включают ритуалы очищения. Это показывает, как ритуальные аспекты проникают в каждый аспект жизни зороастрийца.
Значение Храмов Огня
Храмы огня, или Аташ Бехрам, являются центральными элементами зороастрийского культа. Они считаются расширением культа домашнего очага и включают в себя несколько классификаций огней. В Индии, например, поддерживается различие в трех классах огней в ритуальной практике, в то время как в Иране это стало устаревшим. Храмовый огонь традиционно рассматривается как ритуальный агент со своей личностью, и каждый день с ним проводятся обряды, включая подношение дерева и ароматов.
Погребальные Обычаи и Концепция Чистоты
Погребальные обычаи в зороастризме ограничивают активную роль женщин. Тело умершего обрабатывается мужскими носильщиками трупов, а священнослужители занимаются церемониями, связанными с переходом души в другой мир, а также последующими похоронными церемониями. Важным элементом зороастрийской концепции чистоты является позитивное качество чистоты, которое требуется для выполнения некоторых ритуальных актов, таких как поклонение освященному огню.
Ежедневные Ритуалы и Этическая Жизнь
В повседневной практике зороастрийцы проводят ритуал pādyāb-kosti, который включает в себя ношение религиозной одежды и является основной обязанностью всех зороастрийцев. Этот обряд инициации, известный как седре-пуши или навжоте, сопровождается ритуалами очищения и первой публичной молитвой с ношением религиозной одежды.
Ритуальный текст — это основной компонент зороастрийских обрядов. Ошибки в вербальном или невербальном исполнении ритуалов могут иметь серьезные последствия, так как они могут нарушить космический порядок и усилить злые силы. Это подчеркивает значимость точности и преданности в исполнении ритуальных практик в зороастризме.
Космология и эсхатология
Зороастрийская космология и эсхатология представляют собой богатую смесь мифологических повествований и философских концепций, описывающих структуру мира и его конечную судьбу. Ключевым элементом зороастрийской космологии является идея вечной борьбы между добром и злом, воплощенная в противостоянии бога Ормузда и демона Аримана. В мироздании различают три эпохи времени, каждая из которых связана с определенными событиями и персонажами, ведущими к конечному торжеству добра над злом.
Согласно мифу о создании, вначале было только священное пространство света, населенное духовными существами. Затем Ормузд создал материальный мир как арену для борьбы с Ариманом, который вторгся в этот мир, принеся с собой зло и разрушение.
В зороастризме выделяют три эпохи времени: творение, существующее мировое время и конец времени, когда произойдет окончательное разрешение космической борьбы. В это время произойдет возрождение всех людей, и каждый человек будет судим по своим делам.
Эсхатология зороастризма подробно описана в пехлевийских текстах и позже в литературе, где основным моментом является воскрешение мертвых. Спаситель, Саошьянт, с помощью помощников воскресит мертвых. Добродетельные души перейдут в рай, а грешные - в ад, где впоследствии будут очищены от грехов и присоединены к праведным. В конечном итоге, Ормузд одержит победу над Ариманом, и зло будет искоренено или сделано бессильным.
Вселенная, таким образом, будет переустроена в место, где этическое противостояние добра и зла исчезнет, а материальный и духовный аспекты существования сольются в единое целое.
Заключение
Зороастризм, основанный на учениях Заратустры, сохраняет свое влияние вплоть до современности, предлагая уникальную духовную перспективу и этическую структуру. Его центральные темы о вечной борьбе между добром и злом, важности добродетели и личной ответственности остаются актуальными и в современном мире. Несмотря на то, что численность последователей зороастризма сократилась, его духовное наследие продолжает вдохновлять и предоставляет ключ к пониманию культурного и религиозного разнообразия человечества.
Автор статьи: Наумов Никита