1 марта в свою официальную силу вступает новый законопроект, согласно которому экспорт бензина из России будет запрещен на протяжении шести месяцев. Данное решение полностью одобрил премьер министр Михаил Мишустин. Согласно имеющейся информации, в этом законопроекте прописано исключение, согласно которому поставки продолжатся в страны, входящие в состав ЕАЭС, Узбекистан, Монголию, Южную Осетию и Абхазию. В правительстве рассказали, что с этими государствами уже заключен соответствующий контракт. По мнению отечественных аналитиков, эта мера напрямую связана с сезонными факторами. Дело в том, что весной и в начале лета спрос на бензин в России значительно вырастает. Помимо этого, именно в это время года многие нефтеперерабатывающие заводы проводят плановые ремонты. Несмотря на то, что введение данного законопроекта является вынужденным, оно несет множество побочных эффектов. Александр Новак, вице-премьер России, сказал по этому поводу следующее: «Для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке необходимо принять соответствующие меры, а также нивелировать ажиотажный спрос на нефтепродукты». По его словам, данные, полученные в ходе мониторинга биржевых цен, подтверждают необходимость этого решения. С января этого года стоимость бензина АИ-92 и АИ-92, а также дизеля выросла примерно на 8-23%. Для сохранения цен на приемлемом для граждан уровне следует увеличит нормативы торгов нефтепродуктами на бирже, чему и поспособствует введение запрета на экспорт бензина и дизеля в другие страны. В сентябре прошлого года отечественные власти уже пользовались данной мерой. Тогда это было необходимо из-за слишком стремительного и высокого роста оптовых цен на топливо. Однако уже в ноябре ситуация стабилизировалась и запрет на экспорт был снят. Представители Минэнерго тогда рассказали, что на внутреннем рынке профицит топлива сформировался всего за пару месяцев. Именно благодаря этому удалось сократить биржевую стоимость бензина и дизеля. Сергей Суверов, инвестиционный стратег компании «Арикапитал», прокомментировал сложившуюся ситуацию следующим образом: «Стоимость топлива на данный момент остается весьма волатильной. Мера, принятая правительством, является действительно очень жесткой, но без нее нам не обойтись. Главный риск, волнующий властей, связан с очередным появлением дефицита топлива на внутреннем рынке России. Уже сейчас определенная часть нефтеперерабатывающих заводов ушла на плановый ремонт. Весной начнутся аграрные работы, а летом активизируются отечественные автомобилисты. Поэтому спрос на топливо в течение всего этого времени будет оставаться достаточно высоким. Однако эта мера несет в себе несколько довольно неприятных побочных эффектов. Дело в том, что нефтяники лишатся определенной части своей выручки, из-за чего поступления в федеральный бюджет заметно снизятся. В макроэкономическом плане это негативно скажется на котировках рубля». По мнению эксперта, в будущем власти вновь воспользуются таким инструментом, как топливный демпфер. Таким образом правительство субсидирует производителям стоимость нефтепродуктов, если их стоимость на мировом рынке окажется больше, чем на внутреннем. В прошлом году демпфер был отменен, однако сейчас его параметры все же возвращены. Также власти России намерены достичь ценовой стабильности и за счет расширения производства.