Найти тему

Zipcar: бизнес-модель и SWOT-анализ (аналоги Яндекс.Драйв, Ситидрайв, Делимобиль, BelkaCar)

Оглавление

Zipcar – американская компания, предоставляющая услуги краткосрочной аренды автомобилей по принципу самообслуживания с почасовой оплатой. Бизнес-модель Zipcar – это модель, основанная на членстве и предполагающая предоставление услуг совместного использования автомобилей для своих членов. Бизнес-модель использует принципы, основанные на идеологии совместного потребления. Эта идея позволяет многим людям совместно использовать одни и те же ресурсы, а не владеть ими по отдельности. Идея совместного потребления имеет множество преимуществ для клиентов Zipcar, самой компании и окружающей среды. Преимущества для участников Zipcar заключаются в экономии средств и удобстве.

Собственный автомобиль обходится гораздо дороже, чем совместное использование с несколькими другими людьми, особенно если он нужен лишь изредка. Такая блестящая бизнес-модель также спасает окружающую среду от чрезмерного загрязнения, поскольку совместное использование автомобилей сокращает количество машин на дорогах. И, конечно же, компания Zipcar получает хорошую прибыль от этой бизнес-модели.

Краткая история Zipcar

Робин Чейз и Антье Даниэльсон стали соучредителями компании Zipcar в январе 2000 года. Компания начала свою деятельность с нескольких автомобилей в штате Массачусетс, после был присоединены другие города США. В 2004 году компания распространила свою деятельность на Великобританию, начав с Лондона и распространилась на другие города. В 2006 году компания вышла на рынок Канады, открыв свой офис в Торонто.

В 2007 году компания вышла на биржу, чтобы привлечь большие средства для быстрого расширения. В 2008 году чтобы расширить свою деятельность на территории Великобритании Zipcar приобрела компанию Streetcar. Будучи публичной компанией, Zipcar должна была постоянно генерировать высокие доходы для своих акционеров, в то же время остро конкурируя с другими компаниями по совместному использованию автомобилей.

В 2013 году компания Avis Budget Group приобрела Zipcar примерно за 500 млн долларов, тем самым поправив свою финансовую устойчивость. Некоторые из ее операций также были модернизированы, чтобы обеспечить большую гибкость и комфорт. Например, в 2014 году Zipcar запустил услугу по предоставлению автомобилей в одну сторону, чтобы обеспечить большую гибкость. До этого времени Zipcar работал по модели "туда и обратно". Таким образом, клиентам приходилось возвращать автомобили в то же место, где они их забирали. Такая практика иногда была неудобной. Однако введение односторонней поездки теперь позволяет клиентам сдавать автомобили не там, где они их забирали.

Кто собственник Zipcar

Avis Budget Group владеет компанией Zipcar. Avis Budget Group, Inc. является глобальным поставщиком услуг по аренде и совместному использованию автомобилей. Помимо бренда Zipcar, компания владеет брендами Avis и Budget, которые предоставляют те же услуги, что и Zipcar.

Миссия Zipcar

Миссия Zipcar заключается в том, чтобы

"Cделать городскую жизнь простой и ответственной".

Как работает Zipcar

Zipcar предоставляет своим членам услуги по совместному использованию автомобилей. Вот шаги, которые необходимо предпринять, чтобы получить автомобиль от Zipcar:

  1. Регистрация членов. Каждый, кто хочет пользоваться Zipcar, должен сначала зарегистрироваться, чтобы стать членом Zipcar. Новые пользователи должны подписаться на подходящий им план членства. После успешной регистрации новые пользователи получат электронное письмо с инструкциями по получению членских карт.
  2. Бронирование автомобилей. Участники должны бронировать автомобиль на сайте или в приложении Zipcar каждый раз, когда им нужно арендовать автомобиль. Клиенты могут выбрать тип автомобиля и место, где они хотят его забрать. Бронирование автомобиля может длиться от одной минуты до несколько дней.
  3. Разблокирование автомобиля. В приложении Zipcar вы найдете полные инструкции о том, как получить доступ к ключам и разблокировать автомобиль. Некоторые автомобили требуют использования членских карт для разблокировки.
  4. Использование автомобиля. Взяв автомобиль в аренду, участники могут ездить на нем куда угодно. Они несут ответственность за расходы на топливо и парковку в течение всего срока аренды. Участники должны вернуть автомобиль на место парковки, которое они выбрали при бронировании. Если участник возвращает автомобиль с опозданием, ему придется заплатить штраф за опоздание.
  5. Оплата. Плата за аренду будет списываться с карт участников в зависимости от срока аренды. Сумма, которую участники платят за аренду автомобилей, зависит от местоположения и плана членства. Почасовая ставка варьируется от 6 до 14 долларов в час. Суточная стоимость аренды варьируется от 60 до 110 долларов.

Как Zipcar зарабатывает деньги

Zipcar зарабатывает на следующем:

  • Членский взнос. Zipcar получает ежегодный взнос от всех своих участников. Хотя компания использует членские взносы для покрытия своих операционных расходов, после покрытия операционных расходов у нее обычно остается еще немного денег. Эти дополнительные деньги увеличивают доход компании.
  • Арендная плата. Большая часть доходов Zipcar поступает от арендной платы. Компания использует часть арендной платы для расширения и управления некоторыми своими операциями.
  • Плата за управление автопарком. Компания Zipcar недавно начала предоставлять услуги по управлению автопарком. Сервис управления автопарком призван помочь крупным организациям управлять своими автопарками.
  • Партнерство. Zipcar зарабатывает деньги благодаря партнерству с некоторыми университетами, предприятиями и рекламодателями. Рекламодатели, в частности, предлагают членам Zipcar целевые акции, которые приносят компании неплохой доход.

Канва бизнес-модели Zipcar

Канва бизнес-модели Zipcar
Канва бизнес-модели Zipcar

Давайте рассмотрим приведенную ниже канву бизнес-модели Zipcar:

[1] Потребительские сегменты Zipcar

Клиентские сегменты Zipcar включают в себя:

  • B2C. Индивидуальные арендаторы автомобилей. Этот сегмент состоит из людей, которые арендуют автомобили у Zipcar для личного пользования;
  • B2B. Малый и средний бизнес. В этот сегмент входят предприятия с небольшим количеством сотрудников, которым иногда требуются автомобили для специальных деловых поездок или для других служебных целей;
  • B2B. Крупные корпорации и государственные учреждения. В этот сегмент входят организации с большим количеством сотрудников, которым иногда требуются автомобили. К этой категории также относятся такие учреждения, как колледжи, университеты и государственные учреждения.

[2] Ценностные предложения и преимущества Zipcar

Ценностные предложения Zipcar состоят в следующем:

  • Удобство. Zipcar использует технологию, которая делает все очень удобным для всех его участников. Клиенты Zipcar могут использовать приложение Zipcar для бронирования автомобилей в течение нескольких минут, а не проходить через стресс, связанный с традиционным методом бронирования автомобилей;
  • Экономия средств. Ценовые параметры Zipcar очень доступны. Компания даже предлагает скидки при долгосрочной аренде. Стоимость использования Zipcar намного меньше, чем стоимость владения личным автомобилем;
  • Экологичность. В основе деятельности Zipcar лежит принцип устойчивого развития. Компания пропагандирует экологичный транспорт, используя экономичные автомобили. Кроме того, совместное использование автомобилей сокращает количество машин на дорогах и, следовательно, уменьшает загрязнение воздуха;
  • Разнообразие автопарка. Zipcar предлагает своим участникам различные автомобили. Среди доступных автомобилей – компактные машины, внедорожники и даже электромобили. На самом деле компания работает над тем, чтобы в следующем десятилетии использовать только электромобили.

[3] Каналы сбыта Zipcar

Каналы сбыта Zipcar включают в себя:

  • Веб-сайт Zipcar;
  • Мобильное приложение Zipcar;
  • Социальные сети.

[4] Взаимоотношения с клиентами Zipcar

Взаимоотношение с клиентами выстраиваются через:

  • Самообслуживание через приложение;
  • Служба поддержки;
  • Сообщество (члены клуба).

[5] Потоки поступления доходов Zipcar

Доходы Zipcar складываются из:

  • Членский взнос;
  • Арендная плата;
  • Плата за управление автопарком;
  • Партнерство.

[6] Ключевые ресурсы Zipcar

Основные ресурсы Zipcar включают в себя:

  • Парк транспортных средств;
  • Технологическая платформа;
  • Сотрудники.

[7] Ключевые виды деятельности Zipcar

Основные направления деятельности Zipcar включают в себя:

  • Приобретение автомобилей;
  • Техническое обслуживание автомобилей;
  • Управление данными;
  • Маркетинг;
  • Разработка платформы.

[8] Ключевые партнеры Zipcar

Ключевыми партнерами Zipcar являются:

  • Производители автомобилей;
  • Поставщики услуг парковки;
  • Страховые компании;
  • Поставщики услуг по техническому обслуживанию и ремонту.

[9] Структура издержек Zipcar

Структура затрат Zipcar состоит из:

  • Расходы на приобретение и содержание автопарка;
  • Расходы на маркетинг и рекламу;
  • Страхование и судебные издержки;
  • Заработная плата;
  • Административные расходы.

Конкуренты Zipcar

  • Turo. Turo – это американская компания по совместному использованию автомобилей. Компания связывает владельцев автомобилей с людьми, желающими арендовать машины. Хотя сервис совместного использования автомобилей Turo несколько отличается от сервиса Zipcar, эти две компании напрямую конкурируют на рынке совместного использования автомобилей. P2P-модель (одноранговая, децентрализованная, пиринговая) Turo, в частности, предлагает более широкий выбор автомобилей, поскольку несколько владельцев автомобилей готовы поделиться своими машинами;
  • Getaround. Getaround – это P2P-компания по совместному использованию автомобилей, как и Turo. Компания работает в нескольких городах США. Варианты совместного использования автомобилей, которые предлагает Getaround, очень гибкие и удобные. У компании есть мобильное приложение, с помощью которого клиенты могут бронировать автомобили. Клиенты могут даже выбрать вариант доставки на место, а не ехать к месту парковки, чтобы забрать забронированный автомобиль. Цены Getaround более доступны по сравнению с ценами Zipcar, что делает Getaround лучшим вариантом для людей с ограниченным бюджетом;
  • Enterprise Rent-A-Car. Enterprise Rent-A-Car – одна из ведущих компаний в сфере аренды автомобилей по всему миру. Компания известна своим исключительным обслуживанием, которое клиенты неизменно оценивают высоко. Компания уделяет особое внимание экологичности, компания использует гибриды, чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды. Кроме того, компания сокращает время простоя, чтобы уменьшить количество вредных выбросов. Услуги по аренде автомобилей доступны частным лицам, государственным учреждениям и предприятиям. Компания предлагает такие автомобили, как внедорожники, бизнес-класс, грузовики и многое другое;
  • Uber. Uber – это транспортная компания, которая соединяет пассажиров с водителями, находящимися поблизости. Хотя эта компания не использует бизнес-модель, подобную Zipcar, она все же косвенно конкурирует с Zipcar. Это альтернатива Zipcar, особенно для клиентов, которые хотят, чтобы их возили по городу, а не сами управляли автомобилем. Uber работает более чем в 900 мегаполисах по всему миру и завоевал прочную репутацию.

SWOT-анализ Zipcar

SWOT-анализ Zipcar
SWOT-анализ Zipcar

Ниже приведен подробный SWOT-анализ компании Zipcar:

(1) Сильные стороны Zipcar

  • Сильный бренд. Zipcar работает как очень сильный бренд уже более двух десятилетий. Она считается пионером в индустрии совместного использования автомобилей. Репутация компании помогла ей привлечь множество клиентов, заключить партнерские соглашения и многое другое. Репутация компании также является основной причиной того, что у нее тысячи постоянных клиентов;
  • Большая клиентская база. Клиентами Zipcar являются представители самых разных демографических групп. В настоящее время Zipcar насчитывает более миллиона членов по всему миру. Большая клиентская база помогает компании получать большой доход от ежегодных членских взносов, которые платят ее клиенты. Она также помогает компании расти, поскольку организация изменяет свою деятельность в соответствии с новыми требованиями своих членов;
  • Передовая технологическая платформа. Передовая технологическая платформа Zipcar – одно из ключевых преимуществ компании. Эта платформа позволяет Zipcar эффективно обслуживать своих клиентов, обеспечивает комфорт и удобство.

(2) Слабые стороны Zipcar

  • Ограниченный географический охват. Хотя Zipcar работает во многих городах мира, в некоторых частях света его охват еще не достигнут. В настоящее время компания сосредоточена на городских районах и крупных городах по всему миру. Настало время распространить ее и на сельские районы;
  • Зависимость от мобильных технологий. Пользоваться услугами Zipcar без использования мобильных технологий невозможно. Хотя компания прилагает все усилия для обеспечения бесперебойной работы мобильных технологий, время от времени они могут давать сбои. И это может быть очень неприятно и оттолкнуть некоторых клиентов от использования услугами организации.

(3) Возможности Zipcar

  • Диверсификация услуг. У Zipcar есть возможность диверсифицировать свои услуги в транспортной отрасли. Например, она может включить опции совместного использования велосипедов. Компания также может начать оказывать услуги по доставке грузов, используя имеющийся парк автомобилей, или предоставлять услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей автовладельцам;
  • Интеграция с общественным транспортом. Zipcar может интегрироваться с общественным транспортом, чтобы предложить своим клиентам больше выгоды и комфорта. Например, интеграция с общественным транспортом может позволить участникам Zipcar беспрепятственно пользоваться общественным транспортом на некоторых участках пути, прежде чем они возьмут Zipcar для завершения поездки;
  • Выход на новые рынки. У Zipcar есть возможность выйти на неосвоенные рынки. Например, в настоящее время услуги совместного использования автомобилей еще не получили широкого распространения в таких странах, как Азия и Африка. Zipcar следует расширить свою деятельность в этих регионах, чтобы привлечь больше участников. Кроме того, компания может выйти на новые рынки, даже внутри страны, за счет новых транспортных услуг.

(4) Угрозы Zipcar

  • Изменения в законодательстве. Деятельность Zipcar зависит от правил, действующих в регионе расположения компании. Лицензионные правила, правила парковки и правила страхования могут представлять угрозу для компании, если они изменятся в неблагоприятную для нее сторону;
  • Изменения в поведении участников. Успех Zipcar во многом зависит от того, как члены клуба будут относиться к предложениям компании. Существует вероятность того, что поведение членов компании изменится по мере развития новых технологий. Сложно предсказать, какой способ передвижения люди будут использовать в будущем. Таким образом, существует небольшая вероятность того, что Zipcar будет переживать спад из-за изменений в поведении участников;
  • Конкуренция. Угрозой для Zipcar можно считать сильную конкуренцию со стороны других компаний, предоставляющих автомобили в совместное пользование. Компании необходимо постоянно выделяться на фоне конкурентов, используя различные инновационные идеи, чтобы оставаться лидерами.

Заключение

Бизнес-модель Zipcar произвела революцию в транспортной отрасли, предложив доступную и удобную альтернативу владению автомобилем. Теперь и частные лица, и компании могут легко получить доступ к автомобилям по мере необходимости, не покупая их. Бизнес-модель Zipcar также снижает выбросы углекислого газа, что очень нужно миру, поскольку проблема глобального потепления является одной из главных. В целом, бизнес-модель компании демонстрирует важность решения экологических проблем, предлагая при этом выгодные условия для клиентов.

Будем рады если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал.

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 40 примеров бизнес-моделей.

#бизнесмодели, #бизнес_модели, #businessmodels, #swotанализ, #zipcar, #зипкар