Доброго здравия, друзья! Два года назад мы открыли офис в китайском Нанкине – после того, как выиграли местный правительственный грант. Но несмотря на большой опыт работы на международном уровне, выход в КНР был не самым простым. Сегодня поговорим об этом.
В Китае вести бизнес не просто сложно, а мегасложно. Необходимо получить много лицензий. Чтобы зарегистрировать сайт – нужна одна лицензия. Для проведения онлайн-уроков – другая. Если ты предоставляешь образовательную услугу – надо получать еще одну, уже третью, лицензию – в китайском правительстве. Вы сразу должны заявлять, сколько образовательных часов у вас будет, сколько из них посвящено практике, сколько теории. Нужно указать, сколько квадратных метров у того помещения, где будут проходить занятия. Образовательная сфера в Китае сильно зарегулирована. Для успешной работы на этом рынке без помощи консультантов не обойтись.
Мы продвигает в Китае два продукта: «РОББО Класс» - школьный класс, оборудованный 3D-принтерами и роботами, где дети изучают робототехнику и другие предметы, и «РОББО Клуб» - тот же класс, но только не на базе школы, а в формате кружка дополнительного образования. Мы продаем в стране франшизу «РОББО Клуба». «РОББО Класс» продвигать сложнее, так как в Китае для его открытия надо дополнительно получить согласие от Минобразования республики.
Особенностью построения бизнес отношений является более тесное общение с партнерами. Вначале вы идете с партнером в ресторан и неформально общаетесь, а если с вами хотят вести серьезное сотрудничество, вас пригласят домой, вы поиграете с детьми партнера. В Китае считается нормальным, если партнер внезапно приглашает вас съездить с ним через полстраны в гости к его родителям. Уже после таких поездок вам могут поступить от него серьезные деловые предложения.
Друзья, чей бизнес вышел на рынки Азии, делитесь своими историями в комментариях! Будет полезно узнать об опыте других предпринимателей.
О работе российского бизнеса на Азиатских рынках читайте материал “Монокля” по ссылке.