Стихия, несущая смерть. Художники, сумевшие изобразить мгновение приближавшегоcя ужаса, оказались в выигрышном положении. Их работы помнят и цитируют. Карл Брюллов ассоциируется с «Последним днем Помпеи», Иван Айвазовский – это «Девятый вал», Кацусика Хокусай – «Большая волна в Канагаве», Денисов-Уральский – горящий лес. Еще один автор, современник Денисова-Уральского – Эдвард Мунк. Его знаменитая работа первоначально называлась «Крик природы». Мунк услышал его на закате в окрестностях Осло.
«Солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, <…> я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом. Я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», – записал он в своем дневнике.
Не такие же языки пламени разгораются в «Лесном пожаре» Денисова-Уральского? Мало кому придет в голову сравнивать двух художников, слишком разным было их творчество и дороги в искусстве. Но того и другого не отпускала тема, обнажавшая беспомощность человека перед мефистофельским хохотом природы. Мунк создал как минимум четыре версии «Крика», Денисов-Уральский написал как минимум семь вариантов леса в огне.
Мунк созданием «Крика» открыл новый формат художественного высказывания. Денисов-Уральский не ломал жанры, для него изображение катастрофы было возможностью привлечь внимание к существовавшим проблемам. Если Мунк создавал атмосферу тревоги экспрессивными методами, Денисов-Уральский работал со спецэффектами. Первый опыт создания дополнительных эмоций был случайностью.
Далеко не все, видевшие репродукцию «Крика» Мунка, знакомы с его биографией. Еще меньше людей знают о художнике Денисове, который пользовался географическим псевдонимом «Уральский».
Краткая история Алексея Денисова
Алексей Денисов родился в Екатеринбурге в 1864 году в семье потомственных горщиков. С ранней юности участвовал в российских и международных выставках. Семья специализировалась на создании рельефных картин с использованием натуральных камней и горок из минералов. Денисов организовывал собственные выставки, сотрудничал и иногда конкурировал с известными ювелирными фирмами Фаберже и Картье. Имел свой магазин камнерезных изделий в Петербурге. Добавил к своей фамилии приставку «Уральский». Писал картины, прославился как камнерез. После революции, по стечению обстоятельств, оказался за пределами России и не смог вернуться на родину. Это серьезно сказалось на его здоровье. Умер и был похоронен в Финляндии.
Денисов-Уральский vs Эдвард Мунк
Денисов и Мунк были ровесниками. Оба получили строгое религиозное воспитание. Но путь в искусстве у них был разный. Мунк высказывался о своей работе «Крик»: «Такое мог написать только сумасшедший», Денисов-Уральский, наоборот, был далек от экспрессии самопознания. К изображению «Лесного пожара» его привела миссия просветителя и амбассадора Урала, которую он принял на себя еще в юном возрасте.
Предки Алексея Денисова были потомственными горщиками из числа уральских староверов. Выросший на Урале Алексей Денисов с раннего детства был приучен не только сидеть за камнерезным станком, но и искать камни, разбираться в минералах, проводить долгое время в лесу. Не раз и не два ему приходилось переживать ужас пожара. Чаще всего причиной становилась человеческая небрежность, глупость или жадность. Правда, детские страхи и огромные полотна, на которых он изобразил лесной пожар, отделяют десятилетия. Написать горящие деревья он решился, когда уже стал профессиональным художником и от акварели перешел к маслу.
К этому времени Денисов уже понял свою миссию – говорить об Урале. После тридцати, уже состоявшимся художником, он взял говорящий псевдоним – «Уральский». И сделал своей целью увлечь Уралом людей, которые не видели особенной ценности в глухой тайге, в которой цивилизация представлена несколькими городками-заводами. Осуществить миссию во многом помогла его картина-катастрофа.
Первый «Пожар в лесу» у Денисова появился в 1897 году. Он показывал его в Петербурге на общей выставке, но, по всей видимости, пейзаж не привлек особого внимания. По настоящему большой успех картина имела на выставке «Урал в живописи», которая состоялась в 1900 году в Перми. В то время провинция как будто просыпалась ото сна. В разных городах, в том числе в Перми и Екатеринбурге, общественными силами организовывали художественные кружки и выставки.
Денисов очень деятельно участвовал во всех культурных инициативах. И выполняя свою миссию – проповедовать Урал, придумал собственную выставку.
Это был географический портрет края. Пейзажи, представляющие Северный, Средний и Южный Урал. Избалованные визуальным контентом, мы в полной мере не можем понять масштаб замысла художника. До него никто не изображал Урал целиком. Денисов сплавлялся по рекам, забирался на скалы, был кормом для мошки и комаров, рисковал встретиться с дикими обитателями тайги, но в результате появились работы, представляющие Урал в его многообразии. Но и этого Денисову оказалось мало. Он создал каталог, где описал наиболее интересные места и предложил приехать туда в качестве туристов.
В предисловии к каталогу Денисов объяснял:
«Много разного рода сокровищ таит в своих недрах Урал. Сотни тысяч людей заняты добычей этих сокровищ. Над изучением Урала трудятся многочисленные учёные. Художники слова дают описание природы Урала и жизни его обитателей. Не был до сих пор представлен Урал только в живописи».
Горящий лес и жар печей
«Лесной пожар» занимал предпоследнее 47 место на организованной выставке. Автор оценивал его дороже других произведений – в 3000 рублей, стоимость других картин колебалась от 100 до 1000 рублей. Из всех картин, которые посетители оценили благосклонно, запомнился именно «Лесной пожар», и не только из-за драматизма сюжета.
В Перми выставка расположилась в просторном доме пароходчика Мешкова. Очевидцы описывали, что, пройдя через несколько довольно прохладных залов, в которых располагалась основная часть выставки, посетители попадали в жарко натопленную комнату. Свет единственной электрической лампы был направлен на картину. Жар печей, сумрак комнаты и атакующая зрителя стихия, вызвали огромное впечатление.
Намеренно или стихийно, Алексей Денисов стал автором одной из первых в России художественных инсталляций, воздействующих сразу на несколько органов чувств.
В 1902 году выставку «Урал и его богатства» тепло приняли в Санкт-Петербурге. Картины сопровождались авторскими комментариями о том, чем интересны эти места, какие минералы там добывают. К выставке был издан каталог, который посетители получали при входе.
Выставку «Урал и его богатства» неоднократно посещали представители правящей династии и высокопоставленные зарубежные гости, отбоя не было и от обычной публики. Много эмоций вызывал «Лесной пожар».
В 1904 году Алексей Денисов-Уральский показал выставку в Москве. И вновь успех.
Самой значительной стала петербургская выставка Денисова-Уральского 1911 года «Урал и его богатства». Для неё было написано новое большое полотно «Лесной пожар». Художник в этот раз максимально смело использовал спецэффекты. Стоит упомянуть, что Алексей Денисов-Уральский был не совсем художником или, правильнее, больше, чем художником. Он был живописцем, камнерезом, знатоком камней, ювелиром и бизнесменом. Это переплеталось с любовью к науке и краеведческим исследованиям.
Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ