Найти в Дзене
Журналист Олег Лурье

Нет Собчак – нет вымогательства. А оно есть

Знаете, но, по-моему, ошибка вышла. Юридическая и судебная. В «деле Собчак» не было никакого вымогательства, совершенного без Собчак. Не-бы-ло! Если Собчак, как «установило следствие», в уголовном деле полностью отсутствует (не соучастник и даже не свидетель), что лично у меня вызывает далеко не смутные сомнения, то и вымогательство никак не складывается.

Итак, судя контрактам, которые были заключены с ныне осужденными сотрудниками Ксении Собчак, они являлись наемными менеджерами, подчинёнными Ксении Анатольевны. Соответственно, ни один из осужденных самостоятельно не мог гарантировать информационную «неприкосновенность» потерпевшему, у которого они якобы самостоятельно вымогали деньги «за блок». Самостоятельно – это значит «без Собчак». Все понимают, включая следствия, суд, потерпевших, что подчинённый не может самостоятельно гарантировать, что завтра-послезавтра начальница не прикажет делать новый негативный материал про потерпевшего, уплатившего подчинённому деньги за молчание. То есть, выполнить угрозы и обещания без участия (распоряжения, согласия) Собчак осужденные не могли бы в любом случае.

А теперь разоблачение юридической магии.

Состав 163-й статьи УК РФ (Вымогательство) предусматривает «требование передачи чужого имущества под угрозой под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред». Возникает естественный для этой статьи вопрос: мог ли подчинённый Ксении Анатольевны самостоятельно (без Собчак) гарантировать то, что имя потерпевшего больше не будет негативно упоминаться в телеграм-каналах, принадлежащих Собчак? Нет и еще раз нет.

А значит осужденные сотрудники Ксении Анатольевны ничего не вымогали, а тупо обманули потерпевшего, обещая блок (ну, если Собчак, действительно, не в доле и ничего не знала). Соответственно, никакого вымогательства не было, а имело место банальное мошенничество – часть 4 статьи 159 УК РФ «Хищение чужого имущества в особо крупном размере путем обмана или злоупотребления доверием». Кстати, сроки за мошенничество значительно меньше – до 10 лет (вымогательство по 3-й части – от семи до пятнадцати).

Тут два варианта и третьего не дано. Либо вымогали от имени Собчак, которая единственная имела возможность полностью выполнить обещания вымогателей, либо просто смошенничали без ведома хозяйки.

И вопрос: если Собчак не в доле и даже не в курсе «вымогательства» со стороны ее сотрудников, то почему тогда именно эта особо тяжкая статья, а не мошенничество? Предполагаю, что изначально дело возбудили по вымогательству с участием Собчак, а потом случилась магия и Рафик оказался полностью неувиновным и даже не свидетелем (не был, не знал, не участвовал). А статью о вымогательстве не поменяли на мошенничество потому, что отмазывание Собчак от уголовки в этом случае выглядело бы еще более явным. Да и осужденных подальше с глаз долой, чтобы не нервировали Ксению Анатольевну.

И поедут ребята по этапу. Далеко и надолго. По особо тяжкой статье. А что Собчак? А у нее все хорошо и кровавые мальчики по ночам не сняться.