Во многих пособиях и учебниках пишут, что у правшей доминантно, то есть функционально активно, левое полушарие, а у левшей – функционально активно и доминантно правое полушарие.
Знаменитый российский нейропсихолог Т.Г. Визель считает, что это неправильно. Это вульгаризация и искажение положения вещей.
В возрасте старше 3 лет (максимум после 5) у правшей и у левшей доминантно ЛЕВОЕ полушарие.
У взрослого человека не может быть доминантным правое полушарие. Правое полушарие преимущественно эмоциональное. Левое – преимущественно логическое, рациональное. Если доминирует правое, то человек будет руководствоваться эмоциями. Но это невозможно без логики и работы левого полушария. Такой человек не будет человеком нормы. Очевидно, что для левшей нет специальных социальных условий, они должны подчиняться морально-этическим требованиям общества: им не разрешено капризничать, истерить и уходить от трудностей.
У левшей также доминирует левое полушарие, а правое полушарие функционально активнее, чем у правшей. То есть более активно не по сравнению с левым, а по сравнению с правым у правшей.
Разница в функциональной активности правого и левого полушария левши меньше, чем у правши, за счет того, что по активности правое приближается к левому.
Левшество не признается абсолютной нормой не в смысле того, что левша не может освоить то же, что и правша. А в том смысле, что когда функциональная активность полушарий сравнивается, то вероятно их функциональное столкновение, что означает конфликт. Полушарный конфликт обычно оборачивается неврозом. Поэтому левши более склонны к неврозам. Именно поэтому левши не признаются полностью нормативными.
С детьми левшами нужно вести себя осторожнее, проявлять к ним больше мягкости и терпения. У них ближе невротический срыв. Раньше считалось, что нельзя переучивать пользоваться правой рукой вместо левой, поскольку это может привести к срывам, заиканию и т.д. Но это мнение не подтвердилось. Можно переучить без последствий, но важен стиль переучивания. Если незаметно переучить, то ничего не поменяется в плане нейрональной активности мозга. Но если директивно, ругать, то может быть срыв.
Неважно какая рука рабочая, важно, какое соотношение активности полушарий, для чего производится тестирование латеральной организации - руки, ноги, глаза, уши + эмоциональность поведения. Истинный левша ведет себя более эмоционально, чем правша. Определение латеральности по руке не очень достоверно, человек может быть переучен. Определение по ногам - более надежно, но все же не достоверно, ноги переучить нельзя. Более достоверным считается определение латерализации по глазам и ушам (дихотомическое прослушивание), но и эти методы изолированно не установят истинное левшество или правшество.
Способы проверки латеральности функций:
- Сложить руки в замок.
- Скрестить руки на груди «Поза Наполеона».
- Посмотреть в «подзорную трубу».
- Забить гвоздь.
- Ударить ногой по мячу
- Поскакать на одной ножке.
- Нарисовать: чашку с ручкой, чайник, флажок, стул (в профиль), рыбку, уточку, машину (стрелочкой указать направление движения).
Таким образом, левшество – это внешний признак более высокой активности правого полушария. Если левша не ведет себя чрезмерно эмоционально, то скорее всего это ложное левшество из-за травмы руки, например. Ребенок с повышенным правополушарным коэффициентом – очень чувствителен, будут знаки эмоционального напряжения или слишком большого оживления. Есть угроза невротизации.
А как же амбидекстер?
- Коля у нас амбидекстер!
- Кто?
- Коля!
При полноценной амбидекстрии человек одинаково способен и к логическим задачам, и к творчеству. У них отмечается исключительная широта интересов, хорошая успеваемость. Не доставляют проблем родителям и учителям. Нервная система устойчива. Но у них редко бывают гениальные способности.
Из лекции Т.Г. Визель "Детская нейропсихология"
#нейропсихология
#левша
#правша
#латеральнаяорганизация
Больше информации в нашем телеграм-канале