Часть 1. Март 2024
Маркеты (преимущественно Озон, конечно 🙈) торопятся ввести как можно больше полезных им изменений в Договоры с Продавцами, пока законопроект о регулировании их деятельности находится в стадии рассмотрения.
Оно и понятно! Ведь помимо обычного ограничения доли маркетплейсов на рынке, изменения коснутся и зоны их ответственности. Законопроект предполагает распространить ст. 18 Закона о защите прав потребителей на владельцев маркетов. В этом случае при каких-то "косяках" у приобретённого товара всё, что покупатель требует с продавца или с производителя, он сможет требовать ещё и с маркетплейса. А это значит, что за тем, что творится у них на площадках, нужно будет следить более тщательно.
И ещё это приведёт к прописанному "мелким шрифтом" в Договоре с Продавцом штрафу, который будет сниматься автоматически при каких-то спорах с покупателями 😱 Именно так обезопасивают себя владельцы агрегаторов, недавно уже проходили подобное со штрафами за неверные коды ТН ВЭД.
Озон
1. Начнём с многообещающего крика о весенних трендах. Я не буду тут ничего писать, это нужно видеть 😂🙈
Первый скрин - сама новость
Обе ссылки - одинаковые. Знаете, куда ведут?
Внимание, скрин 2 - переходим по ссылке
В этом весь Озон 😐
На следующий день прислали верную ссылку. Собственно, ничего особенного, секретного, в этом исследовании нет. Так, немного статистики о том, что активизируются в скором времени продажи в категориях "Дом и сад", "Мебель" и "Строительство/Ремонт". А вся статья сводится к заманиванию в платное продвижение. Так что основной аудитории моего канала вряд ли будет полезно это.
А, ну, и ещё о том в исследовании, что женщины покупают мужчинам подарки на 23-е заранее, а мужчины женщинам на 8 марта прямо накануне и даже после. Удивили... 😂
2. Открытая полная статистика клиентских отмен и возвратов. Во вкладке "Аналитика" -> "Выкупы". Уверена, что это очень удобно для продавцов одежды и обуви. Ну, и для других товаров, которые возможно заказывать с "оплатой после примерки" и т.п. В тех категориях, где возвратов много.
Работать по одной теме гораздо удобнее, когда всё собрано на одной странице, в одном ресурсе, в одном отчёте.
У нас возвратов мало. Поэтому в данном разделе полная белиберда 😜
3. С 21 февраля по-другому вычисляется индекс цен.
Если честно, меня начинает уже порядком подбешивать этот злополучный индекс цен! 🤬 Вот тут ему внимание уделяла
Когда его только ввели, сразу начались "косяки" с определением, что такое "аналогичный товар". Сравнивает цены робот. Естественно, в его программу заложен определённый алгоритм, который находит одинаковое: код, фотографии, описание, какие-то характеристики... Оспорить решение этой "чудо-машины" через не менее "чудо"-оператора тп нереально! У меня до сих пор один товар висит с невыгодным индексом, хотя его сравнили с какой-то фигнёй 😡
А теперь ещё больше расширяют ареал этого сравнения!
Спорим, если завтра на онлайн-встрече на эту тему задать вопрос, как Озон определяет моих конкурентов, они ничего внятного не ответят!
Почему меня это так злит? Потому что (я недавно рассказывала в одном своём посте) маркеты "балуются" тем, что без вашего ведома ваши товары запихивают в лендинги, на которых периодически написано чёрти-что. На одном свеженьком мини-сайтике три фотки одного и того же моего товара, смотрите
Все три картинки ведут на один и тот же товар на маркетплейсе. Естественно, цена там одна. А вот тот механизм, что сравнивает с ценами на других ресурсах, он, вероятнее всего, и не перейдет никуда, он сравнит с меньшей из трёх и присвоит "невыгодный" Индекс цен.
На Озоне товары с невыгодным индексом опускаются в поисковой выдаче и не имеют дополнительных "бонусных" показов. А на Яндекс Маркете, между прочим, ты денег меньше получишь за продажи. Там вообще всё теперь рублём регулируется.
Так что вот такая вот новость. Как вам? Может, есть у кого-нибудь из читателей история из личного опыта по теме?
4. Приветственные бонусы за 0 рублей.
Мало показалось бонусов продавца после покупки. Теперь есть ещё и такие.
Но доколе?.. Доколе все будут использовать в анонсах слово "бесплатно", когда его можно только за уши притянуть?
Одна из моих подписчиц подключила этот инструмент. Я зашла к ней на Озон. Вот так это выглядит
Юлия, надеюсь, Вы не против скрина. А ещё надеюсь, что Вы нам расскажете, во что в итоге выливаются "бесплатные" приветственные бонусы. Ведь подключить их можно только ПОСЛЕ подключения Бонусов продавца.
5. Premium перестал приносить столько денег, сколько хочется Озону. Поэтому ловите "супер-пупер" акцию неслыханной щедрости: Премиум и НЕ дешевый Озон-счёт бесплатно на три месяца. Но только вместе. Но только на три месяца. А потом - неизвестно, как и что. Об этом новость умалчивает. Но возможно, что обратно перейти на другой счёт будет невозможно не выгодно. У меня фантазия хуже, чем у Озон.
6. Во вкладке "Продвижение" -> "Новости" несколько микро-новостей, которые я объединяю одним пунктом в этой статье. Ничего интересного. Продолжают "допиливать" продвижение в поиске, просто саму картинку, НЕ механизм. Ну, и судя по тому, с какой периодичностью мне прилетают письма с предложением бесплатно затестить какой-то механизм продвижения, то Озону не нравится моя новая политика НЕ участия почти нигде 😂
7. Категорию товара теперь можно менять. Это отличная новость! Это не сарказм 🤓 Для тех, кто заводит новые карточки вручную, то есть для большей части моей аудитории - handmade-мастеров, самозанятых и ИП "в одного" - эта новость хорошая. Помимо самой возможности редактирования категории, важно ещё то, что вводятся новые категории - поиск нужного становится более "прицельным".
8. Новые эффекты в видеообложках. Вы знаете, я тут порылась в очередной раз на Озоне в качестве покупателя... Там столько Продавцов, которые используют эффекты на видеообложках! 😱 Может, конечно, и со мной что-то не так, но меня вся это шевелящаяся отовсюду фигня бесит только. Детский сад какой-то. Если что-то не так только со мной, а всем это нравится, то пользуйтесь, конечно. Эффекты к 8 марта добавили - лепестки всякие, сердечки... 🙄
Яндекс Маркет
1. Бейджик "Оригинал". В тестовом режиме для одежды и обуви. Естественно, получить можно только после загрузки документов в лк: договора поставки, лицензионного договора, платёжного документа или "другого типа". В "другой тип" можно грузить, что угодно 🤔
2. Отгрузка по электронным актам. Ничего нового, кроме добавленного слова "только". Если вы всё ещё не перешли на электронные акты и отгружаетесь по распечатанным документам, то с 1 марта вы не сможете это сделать.
3. Настройка выходных дней. Тут пока всё сложно потому, что у всех есть выбор 😂 Если в какой-то день отдыхаете вы или служба доставки, то нужно заранее шевельнуться и изменить настройки склада, или скрыть товары с витрины, или откорректировать график работы службы доставки. В зависимости от того, по какой схеме вы работаете.
Меня смущает ситуация со схемой FBS и отгрузкой заранее. Пишут, что нужно привезти собранные отправления заранее, "наклеить яркий скотч "ранняя отгрузка", а ещё распечатать акт, который будет не доступен в печатном виде уже на днях... 🤔 Сталкивался кто-нибудь с ранней отгрузкой на Я.Маркет? Как прошло?
4. Долги за услуги маркета могут списываться с других Договоров. Я тут сначала обрадовалась, а потом нет 😐 Речь идёт об одном и том же Продавце, только про разные схемы работы. То есть ИНН Продавца должен быть один и тот же. А я уж размечталась, что два наших магазина, оформленные на меня и мужа, смогут взаимозачётом работать. Но нет.
5. Диагностика продаж - новый отчётный инструмент аналитики. Будет полезен Продавцам с абсолютно разным оборотом. Даже если вы очень маленький с 2-3 продажами в месяц. Это отдельная вкладка в разделе "Аналитика". Там можно посмотреть долю ваших продаж в определённой категории, например.
💼 Последний месяц, как я уже говорила ранее и в этой статье, и в одной из предыдущих, на Я.Маркете мы перешли в режим экономии бюджета на продвижение. Два сундука, проданные за этот месяц, составили в день продажи все продажи в данной категории. Ну, и по остальному графику видно, что не все ещё проснулись от зимней спячки и выползли за покупками 😁
Это когда сидишь и думаешь, что у всех всё хорошо, только у тебя продажи не идут, - можно зайти и проверить 😉
Два пика на графике - это подарки к 14 и 23 февраля 😂
Есть там и другая полезная инфа. Но для каждого будет интересно что-то своё. Поэтому настоятельно рекомендую попользоваться.
6. Яндекс Маркет активно продолжает развивать схему FBY. Поэтому поощряет поставки на склады вообще, а на региональные склады - ещё больше. Поэтому:
- До 31 марта включительно остаётся льготное хранение на складах автотоваров
- Транзитом можно передислоцировать товары вдвое большего объёма за прежние суммы. То есть паллет поедет в два раза больше, а стоимость от этого не увеличится
- В лк есть "Скидки для FBY". Для каждого склада, на котором представлены ваши товары. Нужно к ним присоединяться, чтобы снижать цену товара с отгрузкой с конкретного склада. Это про "долю локальных продаж", о которой я рассказывала в прошлой сводке.
7. Сбор отзывов за баллы по SKU. Раньше можно было добавлять excel'евским файлом или по характеристикам. Это не очень удобно. Теперь просто в выпадающем списке вы можете проставить "галочками" те товары, для которых хотите назначить сбор. Если этот механизм у вас до сих пор не запущен, запускайте. Отзывы - это мощный катализатор продаж. Обязательно нужно добиться, чтобы люди их оставляли. Лучший мотиватор - бонусные баллы, которые на этой площадке всё ещё можно тратить на все товары, а не только на ваши.
Следующая сводка новостей по маркетплейсам - середина марта
Всем хорошего весеннего дня!