Найти в Дзене
Около Успеха. Slow media

Новости Озон и Яндекс Маркет

Оглавление

Часть 1. Март 2024

Маркеты (преимущественно Озон, конечно 🙈) торопятся ввести как можно больше полезных им изменений в Договоры с Продавцами, пока законопроект о регулировании их деятельности находится в стадии рассмотрения.

Оно и понятно! Ведь помимо обычного ограничения доли маркетплейсов на рынке, изменения коснутся и зоны их ответственности. Законопроект предполагает распространить ст. 18 Закона о защите прав потребителей на владельцев маркетов. В этом случае при каких-то "косяках" у приобретённого товара всё, что покупатель требует с продавца или с производителя, он сможет требовать ещё и с маркетплейса. А это значит, что за тем, что творится у них на площадках, нужно будет следить более тщательно.

И ещё это приведёт к прописанному "мелким шрифтом" в Договоре с Продавцом штрафу, который будет сниматься автоматически при каких-то спорах с покупателями 😱 Именно так обезопасивают себя владельцы агрегаторов, недавно уже проходили подобное со штрафами за неверные коды ТН ВЭД.

Вот там, да, там, про штрафы, которые вместо вас как бы заплатит маркетплейс, но сняты они будут с вашего счета автоматически
Вот там, да, там, про штрафы, которые вместо вас как бы заплатит маркетплейс, но сняты они будут с вашего счета автоматически

Озон

1. Начнём с многообещающего крика о весенних трендах. Я не буду тут ничего писать, это нужно видеть 😂🙈

Первый скрин - сама новость

Обратите внимание на 2 ссылки
Обратите внимание на 2 ссылки

Обе ссылки - одинаковые. Знаете, куда ведут?

Внимание, скрин 2 - переходим по ссылке

Давненько на меня число 404 не выскакивало 😂
Давненько на меня число 404 не выскакивало 😂

В этом весь Озон 😐

На следующий день прислали верную ссылку. Собственно, ничего особенного, секретного, в этом исследовании нет. Так, немного статистики о том, что активизируются в скором времени продажи в категориях "Дом и сад", "Мебель" и "Строительство/Ремонт". А вся статья сводится к заманиванию в платное продвижение. Так что основной аудитории моего канала вряд ли будет полезно это.
А, ну, и ещё о том в исследовании, что женщины покупают мужчинам подарки на 23-е заранее, а мужчины женщинам на 8 марта прямо накануне и даже после. Удивили... 😂

2. Открытая полная статистика клиентских отмен и возвратов. Во вкладке "Аналитика" -> "Выкупы". Уверена, что это очень удобно для продавцов одежды и обуви. Ну, и для других товаров, которые возможно заказывать с "оплатой после примерки" и т.п. В тех категориях, где возвратов много.

Работать по одной теме гораздо удобнее, когда всё собрано на одной странице, в одном ресурсе, в одном отчёте.

У нас возвратов мало. Поэтому в данном разделе полная белиберда 😜

3. С 21 февраля по-другому вычисляется индекс цен.

Если честно, меня начинает уже порядком подбешивать этот злополучный индекс цен! 🤬 Вот тут ему внимание уделяла

Когда его только ввели, сразу начались "косяки" с определением, что такое "аналогичный товар". Сравнивает цены робот. Естественно, в его программу заложен определённый алгоритм, который находит одинаковое: код, фотографии, описание, какие-то характеристики... Оспорить решение этой "чудо-машины" через не менее "чудо"-оператора тп нереально! У меня до сих пор один товар висит с невыгодным индексом, хотя его сравнили с какой-то фигнёй 😡

Бес-по-лез-но
Бес-по-лез-но

А теперь ещё больше расширяют ареал этого сравнения!

Скрин из моего лк
Скрин из моего лк

Спорим, если завтра на онлайн-встрече на эту тему задать вопрос, как Озон определяет моих конкурентов, они ничего внятного не ответят!

Почему меня это так злит? Потому что (я недавно рассказывала в одном своём посте) маркеты "балуются" тем, что без вашего ведома ваши товары запихивают в лендинги, на которых периодически написано чёрти-что. На одном свеженьком мини-сайтике три фотки одного и того же моего товара, смотрите

я в курсе, что эти ресурсы даже не вручную делаются
я в курсе, что эти ресурсы даже не вручную делаются

Все три картинки ведут на один и тот же товар на маркетплейсе. Естественно, цена там одна. А вот тот механизм, что сравнивает с ценами на других ресурсах, он, вероятнее всего, и не перейдет никуда, он сравнит с меньшей из трёх и присвоит "невыгодный" Индекс цен.

На Озоне товары с невыгодным индексом опускаются в поисковой выдаче и не имеют дополнительных "бонусных" показов. А на Яндекс Маркете, между прочим, ты денег меньше получишь за продажи. Там вообще всё теперь рублём регулируется.

Я тоже так думаю. Но когда так думают за меня, мне не нравится!
Я тоже так думаю. Но когда так думают за меня, мне не нравится!

Так что вот такая вот новость. Как вам? Может, есть у кого-нибудь из читателей история из личного опыта по теме?

4. Приветственные бонусы за 0 рублей.

Мало показалось бонусов продавца после покупки. Теперь есть ещё и такие.

Но доколе?.. Доколе все будут использовать в анонсах слово "бесплатно", когда его можно только за уши притянуть?

Одна из моих подписчиц подключила этот инструмент. Я зашла к ней на Озон. Вот так это выглядит

Скрин из магазина Юлии
Скрин из магазина Юлии
Юлия, надеюсь, Вы не против скрина. А ещё надеюсь, что Вы нам расскажете, во что в итоге выливаются "бесплатные" приветственные бонусы. Ведь подключить их можно только ПОСЛЕ подключения Бонусов продавца.

5. Premium перестал приносить столько денег, сколько хочется Озону. Поэтому ловите "супер-пупер" акцию неслыханной щедрости: Премиум и НЕ дешевый Озон-счёт бесплатно на три месяца. Но только вместе. Но только на три месяца. А потом - неизвестно, как и что. Об этом новость умалчивает. Но возможно, что обратно перейти на другой счёт будет невозможно не выгодно. У меня фантазия хуже, чем у Озон.

6. Во вкладке "Продвижение" -> "Новости" несколько микро-новостей, которые я объединяю одним пунктом в этой статье. Ничего интересного. Продолжают "допиливать" продвижение в поиске, просто саму картинку, НЕ механизм. Ну, и судя по тому, с какой периодичностью мне прилетают письма с предложением бесплатно затестить какой-то механизм продвижения, то Озону не нравится моя новая политика НЕ участия почти нигде 😂

Я тут просто рядом постою, посмотрю, как другие участвуют
Я тут просто рядом постою, посмотрю, как другие участвуют

7. Категорию товара теперь можно менять. Это отличная новость! Это не сарказм 🤓 Для тех, кто заводит новые карточки вручную, то есть для большей части моей аудитории - handmade-мастеров, самозанятых и ИП "в одного" - эта новость хорошая. Помимо самой возможности редактирования категории, важно ещё то, что вводятся новые категории - поиск нужного становится более "прицельным".

Ура!
Ура!

8. Новые эффекты в видеообложках. Вы знаете, я тут порылась в очередной раз на Озоне в качестве покупателя... Там столько Продавцов, которые используют эффекты на видеообложках! 😱 Может, конечно, и со мной что-то не так, но меня вся это шевелящаяся отовсюду фигня бесит только. Детский сад какой-то. Если что-то не так только со мной, а всем это нравится, то пользуйтесь, конечно. Эффекты к 8 марта добавили - лепестки всякие, сердечки... 🙄

Яндекс Маркет

1. Бейджик "Оригинал". В тестовом режиме для одежды и обуви. Естественно, получить можно только после загрузки документов в лк: договора поставки, лицензионного договора, платёжного документа или "другого типа". В "другой тип" можно грузить, что угодно 🤔

Документы только не забудьте 😁
Документы только не забудьте 😁

2. Отгрузка по электронным актам. Ничего нового, кроме добавленного слова "только". Если вы всё ещё не перешли на электронные акты и отгружаетесь по распечатанным документам, то с 1 марта вы не сможете это сделать.

3. Настройка выходных дней. Тут пока всё сложно потому, что у всех есть выбор 😂 Если в какой-то день отдыхаете вы или служба доставки, то нужно заранее шевельнуться и изменить настройки склада, или скрыть товары с витрины, или откорректировать график работы службы доставки. В зависимости от того, по какой схеме вы работаете.
Меня смущает ситуация со схемой FBS и отгрузкой заранее. Пишут, что нужно привезти собранные отправления заранее, "наклеить яркий скотч "ранняя отгрузка", а ещё распечатать акт, который будет не доступен в печатном виде уже на днях... 🤔 Сталкивался кто-нибудь с ранней отгрузкой на Я.Маркет? Как прошло?

4. Долги за услуги маркета могут списываться с других Договоров. Я тут сначала обрадовалась, а потом нет 😐 Речь идёт об одном и том же Продавце, только про разные схемы работы. То есть ИНН Продавца должен быть один и тот же. А я уж размечталась, что два наших магазина, оформленные на меня и мужа, смогут взаимозачётом работать. Но нет.

5. Диагностика продаж - новый отчётный инструмент аналитики. Будет полезен Продавцам с абсолютно разным оборотом. Даже если вы очень маленький с 2-3 продажами в месяц. Это отдельная вкладка в разделе "Аналитика". Там можно посмотреть долю ваших продаж в определённой категории, например.

💼 Последний месяц, как я уже говорила ранее и в этой статье, и в одной из предыдущих, на Я.Маркете мы перешли в режим экономии бюджета на продвижение. Два сундука, проданные за этот месяц, составили в день продажи все продажи в данной категории. Ну, и по остальному графику видно, что не все ещё проснулись от зимней спячки и выползли за покупками 😁

Это когда сидишь и думаешь, что у всех всё хорошо, только у тебя продажи не идут, - можно зайти и проверить 😉

Красная линия демонстрирует НЕ конкретные чужие продажи, а весь оборот в данной категории в определённый день.
Красная линия демонстрирует НЕ конкретные чужие продажи, а весь оборот в данной категории в определённый день.

Два пика на графике - это подарки к 14 и 23 февраля 😂

Есть там и другая полезная инфа. Но для каждого будет интересно что-то своё. Поэтому настоятельно рекомендую попользоваться.

6. Яндекс Маркет активно продолжает развивать схему FBY. Поэтому поощряет поставки на склады вообще, а на региональные склады - ещё больше. Поэтому:

  • До 31 марта включительно остаётся льготное хранение на складах автотоваров
  • Транзитом можно передислоцировать товары вдвое большего объёма за прежние суммы. То есть паллет поедет в два раза больше, а стоимость от этого не увеличится
  • В лк есть "Скидки для FBY". Для каждого склада, на котором представлены ваши товары. Нужно к ним присоединяться, чтобы снижать цену товара с отгрузкой с конкретного склада. Это про "долю локальных продаж", о которой я рассказывала в прошлой сводке.

7. Сбор отзывов за баллы по SKU. Раньше можно было добавлять excel'евским файлом или по характеристикам. Это не очень удобно. Теперь просто в выпадающем списке вы можете проставить "галочками" те товары, для которых хотите назначить сбор. Если этот механизм у вас до сих пор не запущен, запускайте. Отзывы - это мощный катализатор продаж. Обязательно нужно добиться, чтобы люди их оставляли. Лучший мотиватор - бонусные баллы, которые на этой площадке всё ещё можно тратить на все товары, а не только на ваши.

Следующая сводка новостей по маркетплейсам - середина марта

Всем хорошего весеннего дня!

Напоминаю, я на данном этапе жизни - в Твери =)
Напоминаю, я на данном этапе жизни - в Твери =)