Найти тему
Деловой Бийск

История выставочного зала Бийска

Оглавление
Фото предоставлены выставочным залом
Фото предоставлены выставочным залом

Выставочный зал краеведческого музея им. В. В. Бианки в ноябре 2023-го отметил 56 лет своего существовования. Что способствовало его появлению в нашем тогда еще небольшом Бийске, где на тот момент и художников практически не было, о первых экспозициях, как выживал в 90‑е и еще о многом другом нам рассказали сотрудники выставочного зала.

Строился очередной магазин

Жилой дом на улице Героя Советского Союза Григория Васильева, 36 строился на красной линии города. А значит, как и в других соседних домах, первый этаж его предназначался под продуктовый магазин. А это целых шесть больших залов.

На дворе стоял 1967 год. Страна отмечала большое историческое событие — 50 лет Октябрьской социалистической революции. Во всех уголках необъятной страны проходили различные мероприятия. Руководство нашего города решило сделать выставку „Бийск социалистический“. Для этого потребовалось подходящее помещение, по возможности автономное.

— В Бийске на тот момент уже был построен и открыт Дворец химиков и драматический театр с большими залами, — рассказывает научный сотрудник Бийского краеведческого музея Юрий Поздеев. — Но все это было не то. Требовалось отдельное помещение без дополнительных функций. В это время сдавался в эксплуатацию дом на Васильева, 36 с пустым еще первым этажом. И городские власти ходатайствовали перед министерством промышленности страны, чтобы задержать открытие магазина на полгода, для выставки. Вот так 6 ноября 1967 года здесь открылась первая экспозиция с задуманной темой. На ней демонстрировали достижения народного хозяйства — культурной и экономической жизни города. Приняли участие и художники. Их было так мало, что можно по пальцам перечесть. Конечно, в первую очередь бийский художник Дмитрий Иванович Кузнецов, на тот момент он был единственным членом Союза художников, также Николай Никанорович Мотовилов. Еще один художник — это Михаил Яковлевич Курзин из Барнаула, но какое‑то время он жил в Бийске. Выставка продолжалась шесть месяцев. За это время ее посетили более 100 тысяч жителей Бийска и Бийской зоны — поселков Первомайского, Зверосовхоза, Малоенисейского и других.

Случилось чудо

Идея общественного культурного центра пришлась по душе многим бийчанам, в их числе был и профессор педагогического института Гаврила Иванович Прибытков. Вместе с художниками города он ходил в различные инстанции, доказывая необходимость открыть художественную галерею. Годом ранее в Бийске на базе педагогического училища открылось художественно-графическое отделение. А значит, появятся в ближайшем будущем и художники. Это был основной довод перед высоким начальством.

— Это произошло на уровне фантастики, — продолжает разговор Юрий Викторович, — взять и отдать помещение под магазин художественной галерее. Но Гавриле Ивановичу каким‑то чудом удалось убедить начальство. В городе художников было мало, а требовалось заполнять ежемесячно залы новыми экспозициями. И не три помещения, как сейчас, а шесть.

Бывший директор краеведческого музея им. Виталия Бианки Борис Кадиков ездил в Москву, и ему предложили взять из государственного художественного фонда РСФСР картины и скульптуры. Он обрадовался. Когда собрали, то получился целый вагон, который приехал из столицы в Бийск. Для сотрудников музея и для города это было большим событием. В то время в отделе культуры администрации работал Анатолий Андронов.

— Картины и произведения искусства надо было не только выставлять, но и где‑то хранить, — вспоминает Юрий Викторович, — о здании Асановского особняка речи не шло. В городе существовал единственный Музей Чуйского тракта, филиалов еще не было, но коллекция из Москвы не поместилась в его фонды. Тогда выставочный зал оформили художественным отделом краеведческого музея и работы приняли на баланс. В коллекции были картины питерских и московских художников, мастеров из Средней Азии и со всего Союза.

Научный сотрудник и искусствовед Татьяна Шараева, заведующая выставочным залом и искусствовед Людмила Новикова, бывшая заведующая выставочного зала, ныне директор бийского краеведческого музея Светлана Бартышева и сотрудник Валентина Николаевна
Научный сотрудник и искусствовед Татьяна Шараева, заведующая выставочным залом и искусствовед Людмила Новикова, бывшая заведующая выставочного зала, ныне директор бийского краеведческого музея Светлана Бартышева и сотрудник Валентина Николаевна

Влюбленные в свое дело

Когда выставочный зал стал филиалом Бийского краеведческого музея, встал вопрос о сотрудниках. Первое время работала женщина, присматривала за картинами, складировала в фондах. Не было еще никаких полочек, картины просто ставили на полу друг за дружкой, и все.

В 1970 году пришла работать заведующей выставочным залом Людмила Новикова, ей было 25 лет. Параллельно она продолжила учиться заочно в уральском университете на факультете искусствоведения. Любимому делу Людмила Николаевна отдала 30 лет.

Другой легендарной женщиной, искусствоведом, отработавшей в выставочном зале 28 лет, является Татьяна Шараева.

Кризис 90‑х отразился на выставочном зале

В конце 90‑х годов выставочному залу потребовался капитальный ремонт. До этого каждые один-два года проводились косметические работы помещений — белили и красили. Но пришли трудные, тяжелые годы. Денег не было на зарплаты сотрудникам, выплаты задерживали на много месяцев, какой тут ремонт.

— В 1998 году директор выставочного зала Виктор Орлов принял решение отдать половину площадей предпринимателям, — вспоминает Юрий Викторович. — Они, в свою очередь, обязались сделать капитальный ремонт экспозиционных залов и расширить их путем пристроек со стороны улицы. Положение было безвыходное, и это стало единственным решением. Конечно, сейчас бы такое нам не позволили. Три зала отдали под магазины. К трем оставшимся помещениям выставочного зала сделали пристрой, таким образом расширили экспозиционную площадь, появился искусственный навес со столбами на улице.

Под навесом директор Виктор Владимирович планировал открыть кафе или магазинчик. И когда уже сделали пристрой и навес, вышло распоряжение министерства культуры, запрещающее подобные заведения в помещениях культуры. Такому решению способствовали прецеденты, когда в московских театрах часть площадей отдали в аренду под кафе и были не рады такому соседству, так как начались драки, скандалы. Предприниматели отказывались уходить, ссылаясь на заключенные договоры, поэтому единственным выходом стал запрет на уровне министерства культуры РФ. А пристрой остался. Сотрудники выставочного зала используют его как дополнительную площадку на таких больших мероприятиях, как „Музейная ночь“, „Музейные сумерки“, „День города“.

Художник Николай Никонов
Художник Николай Никонов

Глазами искусствоведа

В советские годы если учился на искусствоведа — необходимо было и работать по выбранной специальности. Тем более если она была по душе.

— Мне это очень нравилось — картины, скульптуры, — рассказывает искусствовед Людмила Новикова. — Выставочный зал был в то время большим. Он занимал весь первый этаж — шесть огромных залов. Но первое время занимать особо было нечем, требовалось много картин. Сначала показывали выставки местных художников и выставки товаров народного потребления, потому что в Бийске тогда было много предприятий союзного значения: и продуктовые, и промышленные. Это были огромные грандиозные выставки. Мясокомбинат, например, занимал целый зал. Потом Борис Хатмиевич Кадиков привез из Москвы большую коллекцию произведений искусства, тогда художественный фонд РСФСР раздавал художественным и краеведческим музеям свое достояние. Это составило основу нашего фонда.

Потом стали покупать картины бийских, барнаульских художников, те, которые к нам привозили. Зал стал показывать регулярно новые экспозиции, действительно работал по назначению. Сейчас у нас большие фонды, за столько лет накопили всего. Из Ташкента тогда приезжала группа художников, они составили ядро творческой интеллигенции в Бийске. Делали свои выставки. Один раз в два года показывали городскую выставку, в которой участвовали профессионалы и любители, а раз в год — осеннюю. Таким образом регулярность творческих отчетов существовала и зал работал очень активно. Все те годы, до перестройки, до 90‑х годов, у нас было ежегодно 8–10 только художественных выставок, а кроме них еще были выставки детского технического творчества.

Выставочный зал жил активно

Как вспоминает Людмила Николаевна, выставочный зал очень активно работал в советское время. Коммерческих выставок не было, только художественные. Также проводилась большая воспитательная работа — пионерские сборы, музыкальные вечера молодежи, встречи с художниками.

— На музыкальные вечера мы приглашали молодежь, — рассказывает Людмила Новикова. — У нас два года работала алтайская краевая филармония. Встречи с художниками проходили интересно, познавательно. Пионерские сборы с горнами и барабанами организовывали в стенах выставочного зала. В советское время воспитательная работа была действительно на высоте. В педагогическом институте я проработала три года, и совместно с проректором по воспитательной работе мы серьезно занимались со студентами. Потом, в последние десять лет, вдруг объявили, что мы предоставляем студентам образовательные услуги, а воспитательная работа не обязательна.

-4

Я счастливый человек

— Пришла работать в выставочный зал совсем молодой, еще студенткой, — вспоминает Людмила Николаевна. — Все вокруг было интересно, чувствовала себя счастливым человеком. Меня окружали творческие люди. Культурная жизнь города концентрировалась в нашем зале, и эмоции я получала только хорошие. Интересная и творческая работа настолько меня увлекала, что связанные с ней сложности казались незначительными. Из научных сотрудников я работала одна. Был и фондовик и четыре смотрителя, по одному на каждый зал. Приходилось тяжелые ящики грузить, вешать картины. Поступала выставка из Москвы, открываешь ящики, и душа восторгом наполнялась — новые картины, которые я видела только на репродукциях, а тут — оригиналы! Не менее интересно было составлять экспозицию, требовалось развесить картины, чтобы каждая выигрышно смотрелась.

На городских выставках художники часто скандалили, ссорились между собой, приходилось их мирить. А все потому, что в зале стены по‑разному освещены. Сотрудники выставочного зала отбирали лучшие картины и выставляли на самые выигрышные места. Художники — народ творческий, всем хотелось видеть свои произведения под самым удачным освещением.

Полученную посылку из Москвы за ночь надо было рассортировать по темам, развесить, пригласить на следующий день людей на открытие.

Также велась научная работа, писала статьи о художниках, описывала картины, делала научные паспорта. Печатала статьи в каталоги, местную прессу. Чувствовала себя счастливым человеком всю свою жизнь. 30 лет работы в выставочном зале прошли с огромной любовью к своему делу и большой радостью.

Передвижные выставки — „Культура в села“

Круглый год сотрудники музея и выставочного зала ездили по селам с передвижной выставкой. Иногда к командировкам присоединялись художники, им хотелось пообщаться с почитателями искусства, услышать их мнение, а также поработать на природе. У краеведческого музея была и есть сейчас своя машина.

— Мне всегда интересно было наблюдать, как работают за холстом с красками или карандашами художники, — рассказывает Людмила Николаевна. — В таких поездках могла наблюдать за творческим процессом создания картины, и общение проходило в легкой дружеской обстановке.

-5

Система распалась

Когда началась перестройка, московские организации — Росизопропаганда, московское отделение Союза художников, художественный фонд РСФСР — регулярно поставляли выставки, чтобы в Бийске могли посмотреть на всех художников России. Выставки были бесплатными, платили только за перевозку. Из-за проблем с деньгами в 90‑е годы перестали отправлять коллекции в Бийск, и налаженная система распалась.

— Чтобы как‑то выжить, мы сдали часть помещений в аренду, — вспоминает Людмила Николаевна. — Для увеличения оставшихся залов поставили капитальные стенки, они выполняли роль дополнительных планшетов. Таким образом, экспозиционная площадь залов не уменьшилась, но мы потеряли свои складские помещения, это тоже была проблема. Но тем не менее мы получили возможность за счет арендной платы произвести капитальный ремонт зала и продолжить его работу. Выставок было много, но процент художественных значительно уменьшился. Стали показывать коммерческие выставки товаров, животных.

Главная культурная площадка Бийска

В конце 90‑х годов на площадке выставочного зала размещался художественный салон, в котором работала Светлана Бартышева, будущий директор краеведческого музея Бийска. В это же время открылась большая экспозиция подлинных работ русского художника, писателя, путешественника и археолога Николая Рериха. Как вспоминает Светлана Алексеевна, люди шли на выставку толпами, как в Третьяковскую галерею или Эрмитаж. Атмосфера выставочного зала просто завораживала, все было настолько интересно, что это решило ее дальнейшую судьбу. В 1997 году Светлана Алексеевна перешла работать в выставочный зал.

Светлана Бартышева
Светлана Бартышева

— Познакомилась с художниками, их в то время было намного больше, чем сейчас, около 30 мастеров: живописцев, графиков, скульпторов, прикладников, — вспоминает Светлана Бартышева. — Общалась и собирала информацию о художниках, которые способствовали появлению в городе выставочного зала, ходила к ним в гости. Когда я начинала работать, заведующей была Людмила Новикова. Ее любовь к искусству, полная отдача делу просто восхищали и служили примером. Она написала сотни статей и монографий к биографиям художников, к каталогам выставок. И она, в общем‑то, задавала такой тон, который мы стараемся держать до сих пор.

С 2000 по 2011 год в выставочном зале проработала Светлана Алексеевна в должности заведующей. Это был период множества не только городских выставок, но и приезжих. Зрители могли полюбоваться на гастролирующие знаменитые восковые фигуры мадам Тюссо или на коллекции самоцветов. Горожане с удовольствием посещали разноплановые экспозиции. Сейчас художественный отдел старается не работать с выставками животных, так как такой формат не соответствуют профилю отдела.

— Сегодня выставочный зал — это одна из главных площадок города, где проходят вернисажи, — продолжает разговор директор Бийского краеведческого музея Светлана Бартышева. — После каждой авторской экспозиции в фондах музея остается работа художника. Она исследуется нашими искусствоведами, пополняет не только наш, но и государственный фонд. Картины далее попадают в госкаталог России. За счет художественных выставок мы не только популяризируем изобразительное искусство города и края, но еще и пополняем наши и государственные фонды. Стараемся привлекать посетителей интересными художественными выставками, проектами. Одни из последних были связаны с авторскими игрушками, куклами.

С советского времени в художественном отделе продолжаются традиции на открытие новых экспозиций приглашать музыкантов и певцов из музыкального колледжа, а также поэтов и чтецов. Они создают особую праздничную атмосферу творческого вечера.

— Приглашаю жителей и гостей города приходить к нам в выставочный зал. Это необходимо — смотреть на подлинные работы художников. Конечно, каждый может зайти и посмотреть работы на нашей страничке в интернете, но это совсем другие ощущения и эмоции, другое восприятие произведения. Только в подлиннике передаются чувства, которые испытывал художник, когда создавал свои произведения. В них есть импульс, заложенный мастером.

Выставочный зал для художников

Студентов художественно-графического отделения педагогического училища в 70‑х годах преподаватели обязательно водили на различные экспозиции. Как рассказывает художник Виктор Хвостенко, если в Москве проходила большая, серьезная выставка, то по ее окончании часть работ отправляли по регионам Сибири, Дальнего Востока…

— Мы, молодежь, могли смотреть подлинные, настоящие работы больших мастеров СССР, — рассказывает Виктор Михайлович. — Сейчас так не делается. Недавно была выставка распечатанных копий, пришла молодежь, а что там смотреть — они даже по цвету отличаются от настоящих. Начиная с 1974 года я начал принимать участие В городских выставках. В это же время проходило интересное мероприятие „Бийские художники в Барнауле“. Несколько молодых художников — Владимира Кушнерова, Леонида Перескокова, Виктора Игошина, Валерия Борзова и меня пригласили туда. Там нас заметили и стали отправлять в Дома творчества. В то время для живописцев были свои Дома творчества, у графиков свои. Я занимался графикой, поэтому отправляли в Подмосковье в Дом творчества Челюскинцева. Так потихонечку мастерство росло. До сих пор бийские художники котируются в Барнауле. Там всегда отмечают, что наши работы хорошие и интересные.

Появление в Бийске выставочного зала очень помогло в становлении молодых художников.

— Помню, выставки проходили когда‑то в драмтеатре, — продолжает разговор Виктор Михайлович. — А выставочный зал — это же специально оформленная площадка, свои специфические условия. Художники могли себя нормально показать, и главное, что зритель мог свободно зайти и посмотреть. В то время мы уже начали преподавать в художественной школе, и было здорово, когда ученики видели статьи о нас в местных газетах, они с уважением к нам относились — преподаватель участвует в выставке! Потом пошли крупные выставки — „Молодость России“ в Москве. Сейчас проходят такие выставки зонального масштаба. Весь этот рост, поддержка — все начиналось именно с выставочного зала! Для художника это действительно важно — какое‑то время творим в мастерской, а потом надо, чтобы зритель нас видел. Приятно, что в городе появляются молодые художники — Марина Уткина, Людмила Беляева. Сейчас в Бийске около 14 человек членов Союза художников.

Елена Коржева