Найти в Дзене

Топ ошибок при написании сочинения ЕГЭ 2024

Сочинения одиннадцатиклассников могут быть уникальными и самобытными, а вот ошибки — чаще всего однотипные. Разберём самые распространённые из них. Вступление Как отмечает Светлана Меньшенина, эксперт Московского центра качества образования, самая частая ошибка, которую совершают выпускники, — неумение разграничивать тему и проблему. Так, под спорным вопросом, над которым размышляет автор текста, понимают проблему. Тема же отражает содержание текста (о чём текст), её можно сформулировать одним словом или словосочетанием. Например, любовь к родине, взаимоотношения человека и природы.
Проблема послужит основой для дальнейшего рассуждения, её нельзя передать одним словом. Лучше всего её формулировать через вопросительное предложение, например, Почему важно беречь природу? В чём заключается истинный патриотизм? Или через конструкцию проблема + существительное в родительном падеже: проблема влияния природы на человека. Комментарий Написание комментария — одна из самых сложных задач, стоя

Сочинения одиннадцатиклассников могут быть уникальными и самобытными, а вот ошибки — чаще всего однотипные. Разберём самые распространённые из них.

Вступление

Как отмечает Светлана Меньшенина, эксперт Московского центра качества образования, самая частая ошибка, которую совершают выпускники, — неумение разграничивать тему и проблему.

Так, под спорным вопросом, над которым размышляет автор текста, понимают проблему. Тема же отражает содержание текста (о чём текст), её можно сформулировать одним словом или словосочетанием. Например, любовь к родине, взаимоотношения человека и природы.

Проблема послужит основой для дальнейшего рассуждения, её нельзя передать одним словом. Лучше всего её формулировать через вопросительное предложение, например,
Почему важно беречь природу? В чём заключается истинный патриотизм? Или через конструкцию проблема + существительное в родительном падеже: проблема влияния природы на человека.

Комментарий

Написание комментария — одна из самых сложных задач, стоящих перед учениками, и  в этой части они нередко теряют баллы. В первую очередь, из-за невнимательного чтения текста допускается много фактических ошибок. В результате эксперты считают примеры-иллюстрации искажёнными и не начисляют за них баллы.

Нельзя забывать, для чего вообще приводятся примеры-иллюстрации — толкования сформулированной проблемы во введении. Нарушения связи между примерами и заявленной проблематикой — ещё одна грубая ошибка, которую допускают ученики.

Наконец, многие школьники воспринимают комментарий формально и выписывают примеры иллюстрации, забывая про связность текста. В этом блоке важно не увлечься цитированием и пересказом. Приводя примеры-иллюстрации, необходимо подключать анализ, или, другими словами, давать свою оценку описываемым событиям и поведению героев.

Авторская позиция и своя точка зрения

Связка «проблема примеры-иллюстрации — авторская позиция» должна быть прозрачной и легко считываемой, поэтому не стоит перенасыщать текст метафорами, сложными конструкциями и цитированием. Чтобы правильно выразить отношение к мнению автора, важно использовать аргументы. Они могут быть не только из художественного произведения, можно опираться на жизненный опыт.

Грамотность

Отдельное внимание проверяющие уделяют оформлению текста. Опасные зоны каждого одиннадцатиклассника — вводные слова, обособленные предложения, клише, избыточность текста. Чтобы избежать обидных ошибок, необходимо перечитать текст, проверить речевое оформление и отредактировать.

Изучить структуру сочинения, написать пять сочинений и получить обратную связь от наставника можно здесь, а ещё забрать промокод на 50% скидку.