Мы в Арман занимаемся разработкой, производством и обслуживанием систем связи и безопасности на промышленных объектах. За двадцать лет мы сотни раз рассказывали о наших продуктах и решениях на собственных медиа-ресурсах и СМИ, посетили десяток выставок и провели столько же семинаров, но никогда не делились с широкой, непрофильной аудиторией, как и при помощи какого оборудования создаем безопасный мир в промышленности.
В 2023 году мы решили запустить подкаст и сейчас расскажем, что у нас получилось. О том, как написать сценарий, с чьей помощью набрать первые сто лайков для фичеринга на Яндекс Музыке и каких факапов при создании подкаста можно избежать – в этой статье.
В чем идея подкаста и как мы решились его запустить?
Коротко: мы хотели рассказать о промышленной безопасности простым языком в удобном формате. Выбрали подкаст, как площадку, на которой люди, создающие оборудование для обеспечения безопасности, могут от первого лица рассказать о своей работе тем, кому это оборудование способно спасти жизнь. Наши системы связи обеспечивают безопасность на производственных предприятиях, атомных станциях и объектах на Крайнем Север – об этом и решили рассказывать.
Откуда появилось название?
Название выбирали всей компанией. Рассказали коллегам общую концепцию будущего подкаста и предложили поделиться идеями. Для обеспечения безопасности важна двухсторонняя связь и звуковое оповещение с минимальным количеством помех – у нас в компании об этом знают: от «Добрый вечер! Я – диспетчер» до «Safe&Sound» – мы мы рассмотрели множество вариантов. Выбрали: «Проверка связи» – запоминающееся и отражающее суть: спасти человека можно, только если он тебя услышит.
Гости
Гостей выбирали, опираясь на две простые истины: обязательно поговори с руководством и расскажи об уникальности ключевых продуктов компании. Определились с темами для выпусков, расписали поэпизодник и начали подбор гостей. Мы сразу предположили, что рассказать о ключевом продукте – системах громкоговорящей связи – должен генеральный директор, который больше двадцати лет контролирует весь цикл развития продукта от дистрибуции до создания собственного производства, а о комплексной реализации интеграторских проектов – руководитель отдела продаж и главный инженер проектов. Позже мы столкнулись и с заменой гостей и темы накануне съемки, и с долгими согласованиями на подготовительном этапа, и с увольнением сотрудников на стадии постпродакшена выпуска. Но начинали легко и с большим энтузиазмом. Запустить подкаст от лица компании, если инициатором и ведущей выступает директор по маркетингу, несложно. Юля Петрова работает в Армане больше десяти лет, отлично знает продукты, процессы и людей, которые над ними работают. Согласовали идею с президентом компании Серикбаем Бисекеевым, пригласили его первым гостем и начали тестировать гипотезу.
Сценарий
Сценарий к первому эпизоду состоял из вопросов, которые делились на смысловые блоки и разделяли разговор на несколько частей. На финальном этапе подготовки к вопросам добавились блиц и вступительная и заключительная части.
Для вступительной части выбрали простую формулу: поздороваться, представить компанию, рассказать, о чем подкаст, познакомить с ведущей и гостем и тезисно рассказать, о чем будет выпуск.
«На связи компания Арман. Мы производим и системно интегрируем цифровые решения для обеспечения безопасности на промышленных объектах. Это подкаст «Проверка связи», в нем мы будем рассказывать, как цифровые системы связи делают производственные объекты безопаснее, обсуждать современные тренды в промышленности и делиться новостями и кейсами нашей компании. Меня зовут Юля Петрова, я руковожу маркетингом и запускаю цифровые продукты в Арман».
Задач у первого эпизода было несколько, и вот как мы их решили:
- Рассказать о предпринимательстве в сфере диспетчерской связи. Сейчас системный интегратор Арман – часть крупного международного холдинга, но больше двадцати лет назад президент компании вместе партнерами начинали бизнес с небольшого стартапа. Мы подготовили вопросы о выборе ниши, формировании команды, переходе компании от дистрибьютора к производителю – и получили развернутые ответы.
- Объяснить, как наша компания создает безопасный мир. Цифровые системы связи обеспечивают безопасностью как промышленные, так и гражданские объекты. Подробно о том, из чего состоят системы и как они спасают жизни – мы поговорили в третьем выпуске о системах ГГС, а в первом эпизоде гость рассказал, какие системы производит Арман и для чего они используются – в двух словах и без технических терминов.
- Выяснить, способна ли робототехника вырастить новое поколение инженеров. У холдинга Арман есть образовательный проект R:ED – Robotics Education, направленный на развитие детской инженерной школы. Качественное образование помогает детям вырасти в крупных профильных специалистам, а компаниям, в свою очередь, получить высококвалифицированные кадры. Почему важно поддерживать детское образование и зачем компания инвестирует именно в инженерный проект – получили ответы на эти вопросы и рассказали о деятельности компании за пределами ключевых продуктовых направлений и решений.
Обложка
Обложка у подкаста должна быть обязательно. Она должна отражать ключевую идею так, чтобы слушатель сразу понял, о чем пойдет речь. Хорошо, если обложка не портит первое впечатление, отлично – если способна привлечь внимание.
Для блиц-опроса в первом выпуске мы придумали вопрос: «ГГС (громкоговорящая связь) или ЛСО (локальная система оповещения)?» – об этих системах подробно и с разных сторон рассказываем практически в всех выпусках. Начиная с первого, в каждом эпизоде мы узнавали у гостей, за какими системами, по их мнению, будущее – именно этот выбор решили визуализировать на обложке.
Запись пилотного эпизода
Съемку и монтаж выпусков мы доверили подкаст-студии. Подобного опыта ни у кого в нашей команде не было, поэтому решили сразу: за качественной картинкой и звуком – к профессионалам. В базе студий посмотрели все варианты: реализованные проекты, интерьер, локация – и выбрали подходящую. Договорились о сотрудничестве, провели съемку и подкаст ушел в монтаж. Как правило, у студий есть услуга профессиональной редактуры на этапе сборки материала, но мы решили заняться этим самостоятельно. Два этапа правок, десяток страниц с таймкодами и пожеланиями по звуку, планам, перебивками – и первый эпизод готов к релизу.
Размещение
Если подкаст-студия не ведет твой проект ‘под ключ’, то после получения ссылки на диск с аудио- и видеозаписями подкаста, его нужно выложить на площадки, и если с YouTube все просто, то для аудиосервисов необходимо создать RSS-feed – ссылка, которую подкаст-платформы используют для публикации на своих площадках. Хостингов много, но при подробном изучении выбрать качественный и бесплатный можно. В нашем случае – mave.
Для регистрации на площадках важно было иметь хотя бы один выпуск. После размещения на хостинге на части платформ первый эпизод подкаста появился автоматически, но на некоторые нужно было добавлять вручную и ждать одобрения: Яндекс Музыка, Apple Podcasts, Google Podcast и VK. Пока площадки одобряли аудиоверсию, мы полностью подготовили к премьере первый эпизод в видеоформате для YouTube: загрузили, сделали обложку и расписали тайм-коды.
Как только все аудиоплощадки одобрили подкаст, сгенерировали карточку со всеми платформами на podcast.ru – теперь слушатели получили возможность по одной ссылки увидеть все ресурсы и выбрать удобный.
Продвижение и фичеринг
Пройдя подготовительные этапы, подкаст вышел на всех запланированных площадках, мы рассказали о нём на наших медиаресурсах, договорились об анонсе в социальных сетях у гостя и попробовали приступить к фичерингу – продвижению на подкастерских ресурсах. Для этого есть два инструмента:
- Подать заявку на промо на Яндекс Музыке. Мы заранее знали, что Яндекс принимает заявки на продвижение только от подкастов минимум со ста подписчиками, поэтому с первого дня призывали коллег поставить необходимый лайк. Быстро не получилось, но спустя несколько выпусков до отметки в сто лайков подкаст добрался. Подкастов на Яндексе очень много и подавать заявки просят примерно не чаще, чем раз в месяц. Мы правилам следуем, но, заполнив заявку дважды, получить промо пока еще не смогли.
- Сделать то же самое на Apple Podcasts. Apple не ставит ограничений по подписчикам, но тоже требует заполнение формы и обстоятельную аргументацию для получения промо на площадке. С 2022 года Apple рассматривает запросы от российских подкастов редко, получить промо нам пока не удалось.
Факапы пилотного эпизода
Пока запускали подкаст и снимали пилотный эпизод, не обошлось без ошибок. Часть удалось исправить в следующих выпусках, часть имеет значение только на старте. Факапы в любом случае неизбежны, и вот какие допустили мы:
- В пилотном выпуске важно выстроить линейную структуру повествования. Исключение: если ваша компания или гость известны для широкой аудитории. Наш гость перед съемкой приехал из Казахстана, где представлял благотворительный проект холдинга по внедрению в школы классов робототехники, и мы решили начать разговор с этого. Но не учли, что такой формат противоречит нашей задаче по выходу на новую аудиторию: трудно разобраться, о чем идет речь, если не знаешь ни гостя, ни холдинга, ни в чем суть проект по оснащению классов робототехническими конструкторами.
- Если есть возможность брать консультацию продюсера, берите её до записи первого эпизода. У нас была такая возможность, но воспользовались ею мы уже после съемки пилота. В этом были свои плюсы: нам на конкретном примере рассказали, где мы ошиблись, помогли в построении концепции и рассказали о способах развития и продвижения подкаста – но если разобраться во всем до начала работы над первым выпуском, то многих ошибок можно избежать.
- Вертикальные видео нужны подкасту с первого выпуска. Тут все просто: reels, shorts, vk клипы – короткие форматы, которые способны привлечь новых людей к контенту. Начиная со второго выпуска, мы стали публиковать их и даже получать тысячи просмотров и обратную связь.
- Важно с первого эпизода просить слушателей проявлять активность: ставить лайки, писать комментарии, подписываться на подкаст. Даже самой заинтересованной аудитории нужен призыв к действию, но нужно объяснить слушателям, почему это важно: например, что лайки и комментарии помогают алгоритмам продвигать подкаст или дают возможность подавать заявки на фичеринг.
Что было дальше?
Для первого сезона «Проверки связи» мы сняли семь выпусков, на платформах сейчас – шесть из них. После пилотного эпизода решили пробовать съемки двух выпусков в один день и приглашать по два гостя: выросли сроки препродакшна, усложнился тайм-менеджмент, начался параллельный постпродакшн. Вторым и третьим мы записали эпизоды о малолюдных производствах и о цифровых системах громкоговорящей связи – расскажем о них в следующем тексте о запуске подкаста о цифровых решениях для промышленности.
Смотрите «Проверку связи» на YouTube, слушайте на удобных подкаст-площадках и следите за новостями подкаста в нашем телеграм-канале.