Ты нам не родной, что ли?! Оля! Нам его подменили?! – огромный дядька, физиономия красная от праведного гнева, в повышенных тонах допрашивает отпрыска, такого же здоровенного детину, смущённо глядящего на задание, написанное на доске.
Ученик пишет упражнение.
– Какое тебе упражнение подлежащее?! Оно само себя пишет, по-твоему? Нет, ну Оль! Это даже я помню! Ты нормальный вообще?! А ну-ка сюда иди, я сказал.
Пацан ломится в дверь, папаша прыжком – за ним.
– А теперь к доске пойдёт Николай. Он будет искать причастный оборот в предложении...
Своеобразный открытый урок устроила учительница в одной из близлежащих школ. Пусть мамы и папы тоже будут в курсе.
Так как я знаю и батюшку, и недоросля (его старший брат ходил ко мне на математику), то могу себе представить, что отец сказал сыну и что он потом с ним сделал.
Вряд ли, правда, это поможет. Всё то же самое надо было делать классе в шестом. Теперь, в девятом, уже не к месту. И не ко времени.
Хотя дедовские способы воспитания, они ведь самые надёжные. Наверное...
Мне мама Оля рассказала, как прошло тематическое собрание. Родители в шоке от успехов деточек.
***
Нет, не моя любимая поселковая школа, которая бедовая. У меня давно сложилось впечатление, что местечковые школы обладают каким-то магическим качеством. Они, вроде, и учат, а только никто "не научается". Или "не научивается".
***
Про русский язык, товарищи, поговорим. Про его запредельно низкий уровень в головах некоторых школьников.
Да, нынче сильные ученики к репетиторам не ходят. Им бы не улучшить и без того хорошее, им бы хоть что-нибудь узнать про предмет, на который они девять лет ходили, а толку ноль.
Точнее толку минимум. Недобор у многих на пробных ОГЭ. Планка проходных баллов не преодолевается. А в этом году, впрочем, как и в прошлом, помощи на ОГЭ от сочувствующих педагогов велели не ждать.
А в отдельных школах ещё и комиссии проверяющие грозились заслать.
Вот учителя и беспокоятся. Им ничего не остаётся, как привлекать к образовательному процессу главных заинтересованных лиц – родителей.
Иногда у автора канала, репетитора, есть настроение приукрасить текст эпитетами, добавить метафор и прочих средств выразительности, но сегодня, после трёх уроков русского языка со слабейшими представителями девятых классов, сил осталось только на... на междометия, дорогие друзья.
Как можно готовить к финальному экзамену людей, которые:
- не отличают именительный падеж от винительного;
- не видят разницы между членами предложения и частями речи;
- не знают о существовании деепричастия;
- понятия не имеют, что сказуемое – это не только один глагол, а бывает ещё именная часть, и, о ужас, второй глагол. И третий может быть!
- В смысле, односоставное предложение? Какое? Неопределённо-какое? Личное? Безличное?! Что?! Это где такое было?! Мы не проходили! Сто процентов!
- Сколько букв "н" поставить в слове? Объяснить написание? Да ну вас, честное слово. Наугад поставим.
- Запятые? Интуитивно понятное задание. С чем связано? С подлежащим? Со сказуемым? Это которое состоит из кучи... Из чего? Ой, всё.
Наугад тоже поставим.
- Почему не говорят "согласно правила", а надо "согласно правилу"? Да сто раз мы такое слышали! И сами так говорим. Нормально тут всё. Нет тут ошибки! Это репетитор преувеличивает и придирается.
И вообще на опечатку похоже.
- Спряжение – это не то же самое, что склонение? А с чем спряжение связано? Как, опять с глаголом?! Вы издеваетесь?!
- Метонимия, синонимия и олицетворение? Про творение – тут понятно. Мы по части "натворить" всегда готовы. А вот гипербола – это ж в математике, да? Круглая такая, да?! Ну помните, там икс в кубе и в скобках, да?
***
Вот этим людям, не читающим, не знающим азов, не интересующимся предметом, мы, учителя, должны внедрить в головы доброе и вечное? А оно им надо?!
Оно надо только тогда, когда пригорает. Но вот неувязка: невозможно впихнуть невпих... всё то, что рассчитано на девять лет, за пару месяцев!
Теория выстраивается постепенно, регулярно, поступательно. Наскоком тут не возьмёшь, к сожалению.
Замечала, что натаскать на русский сложнее, чем на математику, потому что математика статична. А язык-то живой!
Математика – разум. Язык – душа.
Только моё мнение, не настаиваю на правоте.
Несколько родителей обратились ко мне за консультацией. Учителя дали распечатки, что с ними делать?
"Вот знаете, родители, а не ваше ли это упущение? Вы девять лет куда смотрели?!"
– Давайте я один раз проговорю, а вы запишете. Потом другим расскажете. Итак...
Очень устаёшь не из-за профессии, а из-за ощущения формальности. Постоянно чувствуешь, что это надо только тебе. Вот ты паришь, как жар-птица, теряя пёрышки-силы, а в тебя летят камни:
"Не понимаю, не надо, не помню, не проходили, не хочу, не знаю..."
Трудно бывает лететь, светить и нести. Бедные наши педагогические пёрышки...
***
Довольно уныния. Да здравствует педагогика и ОГЭ! Ведь именно из-за ОГЭ современным школьникам погружаться всё-таки приходится. У них выхода нет, а у нас знания есть.
С удовольствием поделимся. Вот она, мотивация животворящая!
Мы сегодня с одним флегматичным юношей почти причастие одолели. И действительное, и страдательное. И... И...
Причастный оборот взяли в оборот!
А это уже кое-что😏👍
P. S.: По названию получилось, что в шоке школьники. Тоже правда. Только беспокоит их по большей части не то, что они в родном языке нолики, а страх не сдать. Разные вещи.