Здравствуйте, друзья. Сегодня на нашей волне рубрика "радикальный субъект находит вечность в кофейной гуще".
И мы будем говорить о том, чего нам не хватает для вечной жизни.
Сейчас будет сложно. Встречайте нашего главного героя. Пусть его зовут Игорь. Достаточно молод, не женат, живёт один, работает в офисе.
Вот Игорь просыпается утром, идёт на кухню и заваривает себе чай. Затем он делает себе бутерброд с сыром, завтракает и отправляется на работу. Что в этом сценарии может пойти не так?
Может Игорь вместо чая заварить себе кофе, а вместо сыра положить на бутерброд колбасу? Теоретически да. Предположим и кофе и колбаса у него в наличии. Сколько альтернативных веток реальности мы получим из этого? Уже не менее четырёх. Смотрите: чай+сыр, кофе+колбаса, кофе+сыр, чай+колбаса. Ещё Игорь может нечаянно пролить свой горяченный напиток на чистые штаны, и на работу он уже так быстро не соберётся. При достаточном объёме чашки, он соберётся в травмпункт.
Из одного небольшого эпизода мы уже получили множество Вселенных, где жизнь Игоря пошла разными путями. Также мы не знаем, на самом деле, какие долгосрочные последствия будут для Игоря, если он вместо чая решит выпить кофе. И насколько будут похожи друг на друга эти ветки реальности.
Возможно, ему понравится начинать день с кофе. Он решит купить несколько сортов зёрен. Разберётся в способах приготовления, а спустя несколько лет будет готовить для посетителей хипстерской кофейни тыквенный латте, забросив работу в офисе?
А может быть и нет.
Чем это определяется, кроме внешних случайных факторов? Разумеется тем, что уже содержит в себе Игорь как субъект. Тем самым, у событий есть кое-какое направление, а у их альтернативных вариантов есть кое-какие границы.
И всю совокупность альтернативных жизней Игоря можно представить в виде дерева. Дерева реальностей.
Наш Игорь уже не может проснуться посреди кораллового рифа, и щупальцами ловить крабов. Это будет не наш Игорь.
Однако, работать с возможностями мы совсем не умеем. Поэтому крону дерева реальностей не получается окинуть взглядом. Она сокрыта туманом незнания.
Но мы ощущаем свою жизнь вполне линейной. То есть мы отметаем вообще все возможности, кроме одной. Лезем по какой-то ветке, пока она не кончится. В этом нам помогает выбор. Те, кто верит в судьбу, считают, что выбор сделан за них. Те, кто верит в свободу воли, считают, что выбор делают они сами. Но выбор присутствует постоянно.
Вопрос: а куда девается всё несбывшееся?
Оно существует, или нет?
Если да, то мы резко попадаем в Мультивселенную. И отсюда можно вывести учение о реинкарнации.
Поскольку куча Игорей у нас проживут все свои возможные жизни в более или менее приветливых мирах. Тем самым сущность Игоря преисполнится. И он сольётся с Абсолютом. Тут у Игоря свободы воли никакой нет. Он как носок в стиральной машине. А прохождение одного вращения барабана можно назвать судьбой. Или объективным законом мироздания, если более научно.
Если нет, то мы резко попадаем в мир радикального субъекта.
Где Игорь своей волей выберет из всего бесконечного множества вариантов единственную траекторию жизни. И в результате по сумме дел и помыслов имеет шанс слиться с Абсолютом.
Эти два ответа на вопрос образуют базовый маятник духа. Все мировые религии включают оба полюса, правда в разных пропорциях. Например: у тебя есть свобода воли, но также есть воля Бога, которая неизмеримо сильнее твоей. Или вот: да, мы находимся в бесконечном кольце перерождений, но существует закон кармы, зависящий от поступков, который определяет твоё следующее существование. К тому же есть возможность сделать выбор и не страдать.
И таки я вам скажу как свести воедино оба этих подхода. Одной гипотезой.
Предположим существование мира Идей. Который неуничтожим, и где хранится сущность нашего Игоря, как семечко его дерева реальностей. Ведь в семечке и содержится сущность всего дерева.
И предположим, что наш конкретный Игорь является частным воплощением своей идеи. Семечко упало в землю и проросло. Но упасть оно могло в чернозём, в воду, в щель между плитами, на бедную лесную почву. От этого у нас получатся разные деревья. Но под действием любых внешних условий из жёлудя никогда рябина не получится. Так и здесь. И чтобы слиться с абсолютом, Игорю надо реализовать свою сущность. Сможет ли он это сделать методом перебора всех вариантов, или он справится за один раз, в мире Идей значения не имеет. Он вечен.
Собственно именно подтверждения этой гипотезы нам не хватает для твёрдого осознания вечности жизни.