760 подписчиков

Гуси-лебеди – о чём эта сказка

6,3K прочитали

В этой статье поговорим, о чём нам рассказано в сказке Гуси-лебеди.

Я думаю, каждый, кто читал сказки, замечал, как часто в сказках встречаются ситуации такого плана:

«Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошел за клубочком. Идет чистым полем, попадается ему медведь. «Дай,— говорит,— убью зверя!» А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе». Идет он дальше, глядь,— а над ним летит селезень; царевич прицелился из ружья, хотел было застрелить птицу, как вдруг провещала она человечьим голосом: «Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сама пригожусь». Он пожалел и пошел дальше. Бежит косой заяц; царевич опять за ружье, стал целиться, а заяц провещал ему человечьим голосом: «Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сам пригожусь». Иван-царевич пожалел и пошел дальше — к синему морю, видит — на песке лежит, издыхает щука-рыба. «Ах, Иван-царевич,— провещала щука,— сжалься надо мною, пусти меня в море». Он бросил ее в море и пошел берегом». Это эпизод из сказки Царевна-лягушка, №267 в сборнике Афанасьева. Позже именно благодаря этим животным герой сможет достать смерть Кощея: в нужный момент животные появятся и помогут герою.

Такого плана эпизоды в сказках встречаются очень часто. И в русских, и в европейских. Это тоже МОТИВ (что такое сказочный мотив рассказывалось здесь). Так как этот мотив очень массовый, то он имеет вариации. Но у всех вариаций есть общая часть конструкции. Эта конструкция следующая: герой первым делает добро встречному; потом добро возвращается герою. У этого мотива тоже есть переменные. Например, герой не делает никакого добра, но он вежлив, как в сказке Морозко. Герой просто угощает встречного своей едой, или же отдаёт всё, что у него есть. Во всех этих случаях сохранён главный принцип этого мотива: герой первым делает добро, которое потом вернётся к нему. Этот принцип и есть смысл этого мотива – СНАЧАЛА ТЫ МИРУ ДОБРО, ПОТОМ ОН ТЕБЕ.

В дальнейшем я буду называть этот мотив через аббревиатуру СТМДПОТ – сначала ты миру добро, потом он тебе.

Возможно, с учётом всех вариаций, это самый часто встречающийся мотив в европейских сказках. По частоте использования, кажется, никакой другой не может с ним сравниться.

Часто действие этого мотива нам показано на контрастах. Младший брат встречает прохожего старика, или старушку, вежлив с ним, угощает его, или иным каким-то способом помогает ему, за что прохожий даёт ему либо ценную вещь, либо ценный совет, благодаря которому герой сможет выполнить свое задание. А два старших брата были невежливы и не сделали добра прохожему, поэтому они не получат его помощи, и не смогут выполнить задание.

Например, как в немецкой сказке «Живая вода» (№97 в сборнике братьев Гримм)

«Так он и отправился в дорогу; ехал долго ли, коротко ли, и видит, стоит карлик на дороге и кричит ему: «Куда так поспешаешь?» - «Глупый карапуз, - горделиво отвечал ему королевич, - какое тебе до этого дело?» И поехал себе далее. А карлик этим оскорбился и послал ему вслед недоброе желание. И вот королевич, вскоре после того, попал в такое горное ущелье, которое, чем далее он по нему ехал, всё более и более суживалось и наконец сузилось настолько, что он уже ни шагу вперед ступить не мог …. Когда и второй сын не возвращался, младший предложил свои услуги отцу, и король должен был наконец его отправить на поиски живой воды. Повстречавшись с карликом, на вопрос его, куда он так спешит, королевич сдержал коня, вступил с карликом в разговор и ответил ему: «Еду за живой водой, потому что отец мой при смерти». – «А знаешь ли ты, где ее искать следует?» - «Нет», - сказал королевич. – «За то, что ты со мной обошёлся как следует, а не так высокомерно, как твои коварные братья, я тебе всё поясню и научу, как к живой воде добраться»

Дальше всё случилось как обычно: благодаря этой встрече и правильному поведению, младший королевич достал живую воду.

Вот что любопытно, в сказках главный герой по умолчанию знает, что нужно поступать согласно СТМДПОТ. Сначала герой даёт что-то, а уже потом он получает в ответ не меньше, а, как правило, даже больше. Главный герой знает этот принцип, следует ему, и получает желаемое; а второстепенные герои (братья, сёстры) не следуют этому принципу и не получают желаемого.

Но в сказках нам не показан путь, которым герой приходит к пониманию этого принципа. Почему герой поступает именно так? Откуда он заранее знает, что именно так и нужно поступить?

Об этом как раз и рассказывает сказка Гуси-Лебеди. Там нам показан путь, который проходит героиня, прежде чем она понимает правильность этого принципа и начинает использовать его себе на пользу.

Есть две главные вариации этой сказки. Один вариант народный из сборника Афанасьева, другой вариант — это народная сказка в обработке А.Н.Толстого. В детских изданиях, как правило, встречается вариант Толстого.

Сюжеты отличаются одной деталью, но в целом в обоих вариантах мысль и идея одна и та же. Как по мне, в народной сказке гораздо лучше виден перелом в поведении героини, после которого она начинает действовать по принципу СТМДПОТ.

Иллюстрация И.Я.Билибина к сказке Гуси-лебеди
Иллюстрация И.Я.Билибина к сказке Гуси-лебеди

Сюжет сказки А.Н.Толстого

Отец с матерью уходят и поручают дочери следить за маленьким братцем. Девочка загулялась, забыла о братце, а когда вспомнила, братца уже не было - его унесли гуси-лебеди. Она лишь видела, как пропали гуси-лебеди за тёмным лесом. Девочка бросается в погоню, но не знает дороги. Она встречает печку/яблоню/речку, спрашивает их, куда полетели гуси-лебеди. Они готовы ей помочь, но в ответ на услугу с её стороны. Несмотря на незначительность услуги, девочка им отказывает, и в ответ не получает помощь. Не получив помощи, девочка долго бегает по полям и лесам, но под вечер всё же приходит к избушке на курьих ножках, видит своего братца и заходит в избушку. Говорит бабе-яге, что пришла погреться. Баба-яга сажает её прясть кудель, а сама выходит. Тут появляется мышка, которая просит у девочки кашки и обещает в ответ «добренькое сказать». Девочка дала ей кашки, а мышка рассказала, что баба-яга хочет её съесть, и велела девочке с братом бежать, а мышка за девочку кудель попрядёт. Когда баба-яга обнаруживает пропажу, гуси-лебеди бросаются в погоню. Назад девочка бежит той же дорогой и встречает ту же печку/яблоню/речку, и вновь просит их о помощи: теперь уже спрятать её и братца. А они вновь просят её об услуге. Теперь девочка им не отказывает, она выполняет их просьбы, они помогают ей в ответ. Благодаря этому она благополучно добирается домой. А тут и отец с матерью вернулись.

Сюжет русской народной сказки Гуси-лебеди.

Отец с матерью уходят и поручают дочери следить за маленьким братцем. Девочка загулялась, забыла о братце, а когда вспомнила, братца уже не было - его унесли гуси-лебеди. Она лишь видела, как пропали гуси-лебеди за тёмным лесом. Девочка бросается в погоню, но не знает дороги. Она встречает печку/яблоню/речку, спрашивает их, куда полетели гуси-лебеди. Они готовы ей помочь, но в ответ на услугу с её стороны. Несмотря на незначительность услуги, девочка им отказывает, и в ответ не получает помощь. Так бы и не знала она куда бежать, но увидела ёжика, хотела его толкнуть, но побоялась наколоться и не стала. Ёжика девочка также спрашивает, куда полетели гуси-лебеди, и ёжик указывает ей дорогу. Благодаря помощи ёжика девочка прибегает к избушке на курьих ножках, видит своего братца, хватает его и уносит. Когда баба-яга обнаруживает пропажу, гуси-лебеди бросаются в погоню. Назад девочка бежит той же дорогой и встречает ту же печку/яблоню/речку, и вновь просит их о помощи: теперь уже спрятать её и братца. А они вновь просят её об услуге. Теперь девочка им не отказывает, она выполняет их просьбы, они помогают ей в ответ. Благодаря этому она благополучно добирается домой. А тут и отец с матерью вернулись.

В этих двух вариациях отличается только часть с ёжиком, который заменен на мышку у Толстого.

Обратим внимание на детали. За основу я возьму народный вариант.

Мы видим подчёркнуто надменную и заносчивую героиню, которая, сама нуждаясь в помощи, не желает делать ничего доброго другим, даже несмотря на простоту и незначительность их просьбы: всего лишь нужно съесть пирожок, яблочко, попить киселька. Героиня не просто отказывает встречным в их просьбах, она делает это надменно: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу» - «О, у моего батюшки пшеничные не едятся». Ржаные пирожки, лесные яблочки, молочный кисель – всё это недостойно её. В первой части сказки героиня является противоположностью традиционным главным героям сказки, которые обычно вежливы, добры и отзывчивы, причём часто просто так, ещё не видя своей прямой выгоды в таком поведении. И как следствие такого неправильного поведения, героиня не получает помощи, и не может найти брата.

Эпизод с ёжиком является поворотным в этой истории. Так как героиня не добра, встретив ёжика, она хотела его пнуть, но не стала, побоялась уколоться. Этим поступком она совершает условное добро: собиралась нанести вред ёжику, но не сделала (как и в сказках, где царевич не убивает животное, которое потом придёт ему на помощь). Дальше она просит ёжика о помощи, и он ей помогает.

В этот момент, во-первых, срабатывает принцип «сначала ты миру добро, потом он тебе». Девочка делает добро ёжику, и получает от него помощь. Сначала девочка делает добро, потом оно возвращается к ней. А во-вторых, героиня обнаруживает пользу этого принципа для себя.

При первой встрече с печкой, яблоней, речкой этот принцип не работал. Даже нуждаясь в помощи, девочка не хотела помочь тем, у кого сама просила помощи. Нет добра от героя – нет его и в ответ.

Открыв для себя правильность принципа СТМДПОТ, на обратной дороге девочка следует ему, и получает помощь в ответ. Она первая делает добро - выполняет просьбу - и получает добро в ответ.

На обратной дороге даже характер у героини уже иной. В первой части сказки она не только отказывает в просьбе, но и принижает просящего. Во второй части она не забывает поблагодарить, оказавшего ей помощь. Меняется даже само её обращение к ним: Печка, Печка; Яблонь, яблонь; Молочная речка - в первой части; Сударыня-печка; Яблонь, Яблонь-матушка; Речка-матушка – во второй части. Теперь перед нами классическая главная героиня сказки. Нет больше и следа заносчивости и надменности.

А благодаря чему героиня обнаруживает принцип СТМДПОТ? Она обнаруживает его случайно, именно случайно. Был бы это не колючий ёжик, а пушистый зайчик, она бы его пнула, как и собиралась, и не получила бы помощь, и не обнаружила принцип СТМДПОТ.

Правильная модель поведения найдена в результате полезного опыта.

Вариация Толстого отличается только способом, благодаря которому обнаруживается принцип СТМДПОТ. В народном варианте с ёжиком – это случайность. Девочка обнаруживает действие принципа случайно, именно случайно.

В вариации Толстого эпизод с мышкой во многом повторяет ситуацию с печкой/яблоней/речкой. Также героиню просят об услуге, обещая услугу взамен. Первые три раза она отказывается, и не понятно почему героиня решает выполнить просьбу мышки. Возможно, понимая всю опасность ситуации, в которой она находится. Тем не менее, выполнив эту просьбу, героиня обнаруживает принцип СТМДПОТ и в дальнейшем использует его себе на благо.

Толстой, видимо, своим вариантом сглаживал негативные черты героини.

Таким образом, в этой сказке выводится и обосновывается принцип «сначала ты миру добро, потом он тебе».

Хочешь получить желаемое? Ты должен действовать первым.

«СНАЧАЛА ТЫ МИРУ ДОБРО – ПОТОМ ОН ТЕБЕ»

Также совершенно очевидно, что модель поведения СТМДПОТ носит совершенно практичный характер. Быть хорошим человеком не только хорошо, но еще и выгодно)

Может быть, кому-то кажется, что этот принцип является исключительно сказочным и не работает в реальной жизни?! Так вы не правы. Да, за вежливый разговор, вы сундук с богатством тут же не получите, как в сказке Морозко. Сказка утрирует ситуацию, всё происходит быстро и масштабно. Но в целом принцип рабочий.

Попробуйте на работе сначала нагрубить коллегам, а потом попросить у них помощи. Или же, наоборот, сначала помочь кому-то, а потом попросить что-то в ответ. В каком случае больше шансов получить желаемое?

Или же иметь дурные отношения с соседями и попросить их о помощи. Или, наоборот, иметь добрые отношения и обратиться за помощью. В каком случае больше шансов получить желаемое?

И так всегда: что пошлёшь в мир, то к тебе и вернётся.

В следующей статье разберём очень известный мотив, щедро рассыпанный по русской народной сказке, а именно: «Достанешь — златом-серебром награжу, а не достанешь — то мой меч, твоя голова с плеч!»