Введенные против России беспрецедентные санкции показали, что стремление к полной изоляции крупной, сложной и глобально интегрированной экономики является дорогостоящим и недостижимым. Таким мнением делится экономист, старший научный сотрудник Институт мировой экономики Петерсона Элина Рыбакова в колонке для Financial Times.
«Еще один урок заключается в том, что заручиться многосторонней поддержкой непросто, когда страна-мишень обладает значительным экономическим влиянием», — считает Рыбакова.
По ее мнению, Вашингтону, Брюсселю и их союзникам тяжело дается сплочение стран, для которых конфликт на Украине не является актуальной политической проблемой, а торговля с Россией приносит прибыль.
Так, КНР стала крупнейшим торговым партнером России, обогнав Европейский союз, в 2023 году объем торговли превысил $200 млрд. Индия, в свою очередь, почти за два года увеличила долю России в общем объеме импорта нефти с 2% до 35%.
Рыбакова также подчеркивает, что прекратить закупки российской нефти и газа стремятся не все страны санкционной коалиции. При этом уклонение от санкций является предсказуемой реакцией для компаний, стремящихся занять прибыльные рынки.