16 февраля до релиза наконец добралась Skull and Bones – многострадальная игра Ubisoft о пиратах. Кажется, ждать ее перестали еще пару лет назад: слишком много проблем возникло в ходе разработки, и слишком странно их обещали решить авторы. После первых разгромных рецензий в компании заявили, что снижать на нее цену не планируют, потому что Skull and Bones – это новая «АААА-игра», продукт премиум-класса. Разбираемся, действительно ли это так.
В детстве я зачитывался книгами о пиратах и приключениях в море. «Одиссея капитана Блада», «Остров сокровищ», «Черный корсар», «На странных берегах», «Морской волк», «Пираты Мексиканского залива» – сотрудники библиотеки уже закатывали глаза, когда я в очередной раз приходил за чем-то из этого списка. А сами книги, кажется, даже не убирали далеко, ожидая моего возвращения. Советский мультфильм «Остров сокровищ» я с удовольствием пересматриваю и сейчас, а про фильмы «Пираты Карибского моря» вообще молчу – и сейчас у этой франшизы нет конкурентов.
Неудивительно, что зимой 2004 года все мое внимание захватила Sid Meier’s Pirates! – ремейк культовой пиратской игры. И хотя сейчас она, пожалуй, выглядит достаточно примитивно, в те времена о чем-то большем я и не мечтал. Бесконечные морские сражения, абордажи, штурм фортов, найм команды, охота за сокровищами и флирт с дочками губернаторов.
Квесты в пиратской тематике меня почему-то не интересовали, поэтому серию The Monkey Island я пропустил. Так что следующим открытием стала Assassin's Creed 4: Black Flag — игра, которая одним своим анонсом взбесила фанатов серии. Но к тому времени уже стало понятно, что Ubisoft не планирует придерживаться какого-то единства жанров и стиля, поэтому пиратский экшен стоит оценивать независимо. И Black Flag оказалась настолько хороша, что ради нее я обновил компьютер: возможность бороздить моря, слушать пиратские песни и нырять в затонувшие корабли того стоили.
Идея превратить морской Assassin's Creed в самостоятельную серию появилась у разработчиков сразу же, после феноменального успеха Black Flag. Игра получила высокие оценки и стала одной из самых продаваемых игр 2013 года, уступив только гигантам вроде GTA 5, Call of Duty: Ghosts и Battlefield 4. Но Skull and Bones анонсировали только в 2017 году, а выпустить планировали в 2018. Разработчики подчеркивали, что черпают вдохновение из Assassin's Creed 4, поэтому многие надеялись на эдакий Black Flag 2.0.
В итоге игра застряла в производственном аду и до релиза добралась только в 2024. Разработку несколько раз перезапускали с нуля, а по редким роликам быстро стало понятно, что Skull and Bones спасет только чудо. Чуда не случилось: новинка Ubisoft получила смешанные отзывы от прессы, а игроки оценили ее на 3,1 балла из 10.
Пиратский экшен действительно расстраивает, причем с первых минут. Игра начинается с абсурдного масштабного сражения, в котором вы на небольшом корабле уничтожаете целый вражеский флот из нескольких десятков противников. В конце концов команда все же терпит поражение, а игрок берет на себя роль одного из выживших членов экипажа. Дальше позволяют создать своего персонажа, дают под управление маленький дау (легкое арабское судно) и предлагают завоевать звание самого грозного пирата.
В последующие часы сразу становится понятно, что это типичная игра Ubisoft в худшем смысле этого термина: с огромным количеством одинаковых квестов, отсутствием новых идей и низким качеством технического исполнения. Выглядит Skull and Bones в лучшем случае удовлетворительно, но чаще – просто позорно. В редкие моменты игре удается показать красивый закат, а все остальное время приходится смотреть на посредственную картинку, особенно в режиме производительности на консолях. Хуже всего вышли анимации, устаревшие лет на 10: от бега до гримас в диалогах. Главный герой вообще не разговаривает и просто смотрит на всех остальных с выражением наивного щенка, который не понимает, что происходит вокруг.
Но визуал можно было простить, если бы геймплейно Skull and Bones удалась. От игры про пиратов ждешь всего и побольше: морских сражений, абордажей, таин, мистических чудовищ, сокровищ, подводных исследований, интриг и так далее. Но в Skull and Bones, к сожалению, ничего этого либо нет, либо реализовано совсем плохо. Даже лучшие идеи просто скопированы из старых игр без попыток хоть как-то их улучшить.
Взять, например, абордажи. Точнее, их отсутствие: корабли захватываются одной кнопкой, когда игрок нанес достаточно урона противнику и подплыл поближе. После этого включается одна на всю игру катсцена, а игрок может выбрать, какой груз забрать. Наземных битв и исследований подводного мира в игре тоже нет. Персонаж игрока не может пройтись по собственному кораблю или забраться на чужой. Подплыть к берегу и спрыгнуть в воду, подплыть к земле и срубить какой-нибудь фрукт тоже не получится. Нельзя отправиться в ближайшую таверну и набрать новую команду – плавать придется с одной. Отсутствие всех эти важных моментов вызывает полное недоумение.
Заниматься в игре предлагают двумя основными вещами: плавать и сражаться. Обычная рутина в Skull and Bones выглядит так: выслушать унылый монолог от NPC, получить квест на сбор определенного количества ресурсов, доплыть до нужного места, забрать ресурсы и вернуться. Практически все миссии, от сюжетных до побочных, строятся по этому сценарию. В некоторых случаях награду придется забрать силой, уничтожив определенное количество противников.
Битвы в Skull and Bones – главное развлечение, которого, впрочем, тоже надолго не хватает. Сражения устроены максимально просто: зажми кнопку, наведи прицел и стреляй, учитывая баллистику. У большинства кораблей есть уязвимые точки, подсвечиваемые ярким красным цветом, а по ходу игры открываются некоторые возможности, позволяющие нанести дополнительный урон. Например, подплыть поближе и дать залп из мушкетов. Есть и абсурдные умения вроде катапульты, которая каким-то образом лечит союзников. Так Ubisoft пыталась сделать разделение по классам, чтобы морские битвы между игроками в эндгейме были похожи на Overwatch.
Топить суда даже с такой примитивной боевой системой весело, особенно если давно не играл во что-то похожее, но только первые несколько часов. Потом вся мотивация нападать на проплывающие мимо корабли пропадает: их все равно придется уничтожить еще сотни и даже тысячи. Сражения быстро становятся похожи друг на друга, а добыча того не стоит: если это не сюжетный корабль, лучше проплыть мимо и не тратить время.
А тратить драгоценные часы авторы Skull and Bones умеют. Даже обычные морские путешествия тут обременили шкалой выносливости команды, поэтому на полной скорости корабль может плыть секунд 30: дальше надо замедлиться и ждать, пока выносливость восстановится. Уже от знакомства с этой механикой хочется игру выключить: разработчики будто боятся, что Skull and Bones слишком быстро надоест, поэтому постоянно придумывают, какие палки вставить вам в колеса. Вернее, каким ветром порвать парус.
Не обошлось и без крафта, а также сопровождающего его гринда. Просто так приплыть в город и сделать себе какую-нибудь новую пушку нельзя: в игре, кажется, с десяток разных условий, которые надо утомительно выполнять. Еще не достигли нового звания? Как жаль, придется часик подкачаться. Получилось? Теперь найдите нужный чертеж. Принесли? Ах, осталось только собрать все нужные материалы, ура! Нет-нет, ну это не те материалы, сначала их надо переработать в более крутые материалы. А как вы думали?
В другой провальной игре-сервисе, Suicide Squad: Kill the Justice League, тоже были эти бесконечные меню, где игрока уверяли, что крафтить и собирать ресурсы – это очень весело. Но это были худшие эпизоды, от которых хотелось просто поскорее убежать и продолжить следить за сюжетом. В Skull and Bones эти системы – основа игры, а кроме них она почти ничего предложить и не может.
В Ubisoft нашли способ даже поиск сокровищ превратить в какую-то бездушную и скучную рутину. Думать не надо: на каждой карте есть точное указание области, острова и даже поселения, где искать награду. Приплыв туда, игрок оказывается в крошечной локации, по которой надо пробежаться и найти место с зарытым сундуком. Не переживайте: как только вы хотя бы немного приблизитесь к нужной точке, из земли начнет светить огромный красный луч. Не приведи Посейдон, если спустя 10 секунд такого «исследования» у глупого игрока появятся сомнения, где искать сундук.
Самая первая версия Skull and Bones строилась вокруг сессионных сражений 6v6 и была больше похожа на какой-нибудь «Мир танков». Если смотреть на финальный релиз с этой перспективы, то все проблемы легко объяснить: кардинально менять формулу не захотели, но решили превратить рискованный проект в более понятную и типичную игру в открытом мире. Увы, придумать интересных занятий авторы не смогли, а в сеттинге, от которого постоянно ждут приключений и чего-то нового, Skull and Bones выглядит особенно плохо.
С похожими проблемами как раз в 2018 стартовала Sea of Thieves – другая пиратская игра, но от Microsoft. На релизе там тоже было очень мало контента, но она хотя бы находила способы удивить и рассмешить. Нападение кракена в ночном открытом море действительно пугало, а игрокам дали много возможностей подурачиться: воровать чужие корабли и добычу, брать друг друга в плен, напиваться и играть на инструментах – в общем, просто страдать веселой ерундой. Со временем авторы добавили новые квесты и сюжетные арки с героями «Пиратов Карибского моря», так что даже фанатам нарратива теперь есть чем заняться. Но в целом Sea of Thieves осталась игрой для тех, кто хочет собраться с друзьями после работы и поболтать о жизни, любуясь на красивейшие морские виды.
Skull and Bones больше похожа на вторую работу: в каждом квесте рутина, одинаковые задачи и десятки иконок ресурсов, которые надо искать. Игроки прикованы к своему кораблю, а с друзьями тут можно разве что совместно выполнять квесты. Эндгейм заточен под PvP и более сложные задания, но к этому времени пиратский экшен наверняка утомит настолько, что его захочется удалить и забыть, как страшный сон.
Большинству похожих игр не хочется желать провала. Казалось бы, пусть авторы разберутся в проблемах, добавят больше разнообразного контента и выпускают обновления – пиратских игр очень не хватает. Но геймплейное ядро Skull and Bones совершенно не подходит финальному продукту: это просто сессионый шутер, в котором до сражений с другими игроками надо несколько десятков часов собирать ресурсы для крафта своего оружия. Правильнее будет сделать выводы из этого провала и с учетом ошибок собрать совсем другую игру. По слухам, этот план уже частично в работе: компания готовит ремейк Black Flag.
Можно ли получить от Skull and Bones хоть какое-то удовольствие? Можно, если вам ну очень хочется просто плавать и топить корабли парой кнопок, а Black Flag вы уже перепрошли раз пять. Но игровой процесс тут настолько примитивен, что столько же впечатлений вы, скорее всего, получите от какой-нибудь «три в ряд» в пиратском сеттинге.
В конце мне хотелось похвалить хотя бы музыку Skull and Bones: мрачная тема из главного меню получилась хорошей. Но даже тут игра не выдерживает никакого сравнения с той же Black Flag. Стоило включить OST Брайана Тайлера из Assassin's Creed 4, как я сразу вспомнил, насколько мощным может быть саундтрек в пиратской игре.
Skull and Bones только бы выиграла, если бы была намного хуже: например, со смешными багами или большим количеством абсурда. Но получилась просто невыносимо скучная и посредственная во всех смыслах игра, над которой не хочется даже смеяться.
А больше расстраивает даже не качество самой Skull and Bones, а отсутствие какого-то вектора развития издателя в целом. Если в бюджетном сегменте Ubisoft еще может выпускать хорошие игры (Prince of Persia: The Lost Crown), то в ААА (а теперь и АААА)-рамках, кажется, ничего предложить не может, пытаясь использовать давно устаревшие идеи.
Оценка: 4/10