Мы попытались сжать тему выбора велосипеда до небольшой статьи, которая даст направление мысли, но предупреждаем, что это сложная, спорная и очень объемная тема. Ждем вашего мнения в комментариях.
А если у вас будут вопросы по подбору велосипеда - обязательно пишите нам в соцсетях, звоните в наш магазин, не стесняйтесь. Консультации - это бо́льшая часть нашего труда. Мы, можно сказать для этого и существуем.
1. Поймите чего вы хотите!
Не бывает лучшего велосипеда, лучшего бренда, лучшей модели, тем более, не бывает просто лучшего типа велосипеда. Велосипед подбирается строго под потребности в катании. И это самое главное с чем вам нужно определиться. Это наш пункт номер один!
Нет особо смысла брать самую популярную модель, или, как кажется, выгодную. Нет смысла говорить о материалах рамы, даже об уровне компонентов. Для начала нужно понять ориентиры.
Нужно понимать, что у велосипедов есть назначение.
2. Типы велосипедов
Типы велосипедов созданы не просто так, а под конкретную задачу, под определенный тип катания. У типов велосипедов есть сильные стороны, есть ограничения. Например, условный шоссейный велосипед будет идеально подходить для дорог и достаточно продолжительного катания, а условный "горный" велосипед для пересечённой местности, и не совсем удобен в рамках дорог.
Вам нужно определиться как вы хотите кататься, как представляете себе катание. Но как это сделать, если вы, к примеру, катались крайне мало и мир велосипедных направлений для вас пока что открыт только на 10%?
В идеале ваш первый велосипед должен перекрывать максимальное количество сценариев езды для вас.
Вы по многим причинам могли прийти к идее купить велосипед: это могут быть соревнования по триатлону, или бреветы, может, желание ездить походы выходного дня, путешествия, катание по лесу, участие в кросс-кантри соревнованиях, а может, вообще не кататься на велосипеде, а прыгать на рампе, или вам нужно просто транспортное средство.
Если совсем трудно понять чего вы хотите, то вот наша небольшая подсказка:
Очень важна местность, где вы проживаете, где вы и будете кататься. Мало смысла брать велосипед, предназначенный для даунхила или даже трейловой езды, в отсутствии даунхильных трасс или трейлов поблизости. В обычном катании по дорогам, даже по лесу, лёгкой пересечённой местности - они будут бесполезны и неудобны. Грубо говоря, они не будут катить. Дорожные велосипеды идеально подходят для дорог, шоссе, грунтовых дорог, даже лесных троп. Есть мнение, что существуют универсальные типы велосипедов. Часто это звание приписывается либо кросс-кантрийному горному велосипеду, либо дорожному гравийному велосипеду.
Часто гравийники могут перекрывать сценарии использования как на дороге, так и на пересечённой местности. По сути заменить собой шоссейник и кросс-кантри мтб одновременно. Так и кросс-кантри мтб можно достаточно эффективно использовать на дорогах, с небольшими изменениями.
Удобно на первых порах разделить велосипед на дорожные и внедорожные.
Дорожные чаще всего (но не всегда) будут с рулём баран, внедорожные велосипед чаще будет с прямым рулём.
Выбор руля. Это еще одна деталь, которая может вас запутать.
Руль баран или прямой руль? Здесь все будет зависеть от назначения велосипеда. Для дорог, города, больших дистанций удобнее будет руль баран, при том, он может быть узким и даже экстремально широким. Его преимущество в эргономике и возможности смены хвата. За руль баран не нужно держаться, хвататься. Руки просто лежат на дуалах и придерживаются безымянным пальцем. когда необходим повышенный контроль над велосипедом.
Для активной и точной рулежки, при агрессивном катании, трюках, прыжках - удобнее будет широкий прямой руль. К тому же, на прямом руле, благодаря устройству тормозов - тормозить в экстремальных условиях проще.
Обсуждение типов велосипеда и сомнения в выборе определённого -справедливо и имеет место быть, когда мы говорим просто о катании, либо о тренировочном катании. Но если мы говорим о соревнованиях и об использовании велосипеда, как спортивный снаряд, он должен максимально подходить под дисциплину.. Мало смысла участвовать в мтб гонке на гравийнике или на мтб велосипеде в шоссейной гонке.
Амортизация.
Подрессоренное колесо, или оба колеса, при встрече с препятствием как бы облизывают корни, камни, ямки. Эти препятствия не замедляют велосипед, не выбивают из рук руль. Амортизация прощает ошибки в управлении велосипедом в сложно проходимых условиях, либо когда нужна очень быстрая реакция.
Но любая подвеска на велосипеде это дополнительная деталь для обслуживания. И если вы не умеете делать этого сами, сюда вам нужно закладывать либо время, которое потребуется чтобы в этом разобраться, либо бюджет на будущее ТО в мастерской.
На дороге, лёгкой пересеченке, наподобии троп, аллей - в амортизации нет нужды. К тому же, если вы думаете, что купив бюджетный велосипед - вы получите хорошую амортизации и комфорт, то это абсолютно не так.
Итак, с условиями катания и типом велосипеда мы определились. Следующий пункт - бюджет.
3. Бюджет
От бюджета будет зависеть и уровень велосипеда, его надёжность под нагрузкой, вес и даже тип.
Дорожные велосипеды относительно горных будут дороже. На то есть несколько причин, но это сегодня не важно. Важно то, что одного и того же уровня цена у них будет значительно отличаться.
Но если мы говорим о велосипедах с подвеской, то важно понимать, что в бюджетных велосипедах вилки чаще будут просто для вида и фактически только мешать езде. В сравнении с дешевой вилкой мелкие камушки или корни, не идеальность дороги даже лучше будут отрабатывать покрышки и низкое давление.
4. Ростовка
Это супер важный пункт. Настолько важный, что его, возможно, даже следовало бы поставить первым. Вы бы знали сколько людей не смогли по достоинству оценить велосипед только из-за того что им было просто неудобно на нем кататься.
Даже я сам при покупке своего первого велосипеда абсолютно не представлял как нужно сидеть на велосипеде.
Слишком маленький велосипед будет ощущаться тесным, неустойчивым, над слишком большим придется ездить в почти лежачем положении.
Каким бы он классным не был по уровню, для вас он будет ужасен.
Ростовка велосипеда - это диапазон настройки вашей посадки.
В теории два три размера велосипеда можно настроить под ваше удобство. Правильно будет выбрать ту ростовку, которую можно будет подогнать с минимальными изменениями. Подгонка производится смещением седла вперёд-назад, высотой седла, возможно заменой подседельного штыря, заменой выноса. Если вы покупаете велосипед в интернете, то нужно знать свой рост.
Однако, таблицы размеров велосипеда относительно роста носят лишь рекомендательный характер. Один только рост мало информативен: у вас может быть длинная или короткая шея, короткие или длинные ноги, руки и так далее. Все люди очень разные, поэтому тут нам нужны такие параметры как инсим (длина вашей ноги от пятки до паха), длина рук. Это поможет в точном подборе ростовки в случае пограничных размеров.
5. Человек, который разбирается
Да, безусловно любую тему можно изучить и разобраться в ней самостоятельно. Наделаете вы кучу ошибок или нет - тут как повезет. Поэтому если вы собираетесь купить свой первый велосипед, мы бы посоветовали обраться за помощью к тому, кто уже разбирается в теме и может рассказать как тут все устроено. Это может быть ваш друг -велосипедист или консультант в магазине, но тогда желательно чтобы он сам тоже понимал что к чему).
Мы, по сути, сейчас делаем то же самое, как и каждый день на работе, когда к нам в магазин приходят люди и мы помогаем им определиться с выбором.
И давайте немного затронем тему покупки велосипеда в магазине. По сути это ведь и есть главное назначение хорошего веломагазина - погружать людей в велосипедный мир, консультировать по всем вопросам, что мы только что затронули и раскладывать все полочкам.
Это комфортное место, где вы может задать любой вопрос и получить развернутый ответ, куда вы можете обратиться в случае чего, если с купленным велосипедом что-то пойдет не так.
Именно такими для вас хотим быть и мы. Поэтому еще раз повторим, что нам вы можете задать абсолютно любой вопрос. Наша главная миссия это просвещение. А чтобы понять хороший перед вами консультант или нет, просто расспросите его о том как он катается на велосипеде и посмотрите на его ответ. Если он будет с горящими глазами рассказывать вам о том, что делает - такому человеку можно доверять.
6. Экономия и апгрейд
Сомнительно покупать велосипед под апгрейд. Это правильная стратегия лишь в ограниченных случаях и вы должны понимать, что хотите заменить и зачем. Важно понимать, что апгрейд велосипеда в большинстве случаев выйдет дороже, чем покупка сразу более дорогой модели.
Нет смысла брать велосипед, например, гравийный на механических тормозах, чтобы потом заменить на гидравлику. Вам придется купить и дуалы и тормозные калиперы, и скорее переключатели по розничной цене, что в итоге получится дороже готового варианта.
За исключением смены резины, длины выноса и подобных действий. Это я бы назвал не апгрейдом, а подгонкой велосипеда под индивидуальные запросы.
Есть так же мнение, что выгодно собрать велосипед на маркетплейсах, китайских компонентах. Это действительно в некоторых случая будет дешевле, но важное условие - вы точно должны знать, что именно вы хотите получить, понимать, уже на момент выбора рамы, чтобы запланировать какие именно это будут компоненты. точно понимать стандарты велосипеда.
Для примера нужны ли вам под вашу раму переходники с постмаунт на флетмаунт, пресфит или бса, 24мм или 30мм, 44/44 или 44/56, а может 34/34. 100/142 или 110/148 и так далее.
Такой подход из-за неопытности может стать особенно финансово затратен.
Если все подытожить, то лучший велосипед в самом начале пути будет тот, что подходит по ростовке и не ограничивает своего владельца. Но если даже вы ошибётесь в выборе первого велосипеда, то это не значит, что он останется с вами навсегда.
Возможно, вас затянет в вело тематику, а может и нет. Не нужно бояться ошибиться. В любом случае с опытом вы приобретаете знания, свой стиль катания, понимаете, что по-настоящему важно в велосипеде, а что в итоге не имеет значения. И самое удивительное, что ваше мнение, на основе ВАШЕГО опыта может кардинально отличаться от мнения ваших друзей, блогеров и людей из интернета и это абсолютно нормально!
И мы ждем вашего мнения в комментариях. И конечно, будем очень рады, если вы заглянете к нам в магазин, по адресу Черняховского 19 или на наш сайт.