Маркировка интернет-рекламы

Иллюстрация: Яндекс.Шедеврум, автор запроса: Максим Сагайдачный
Иллюстрация: Яндекс.Шедеврум, автор запроса: Максим Сагайдачный

Осень 2023 года ознаменовалась для бизнес-среды существенными нововведениями в сфере маркировки рекламы. На самом деле эти требования существовали уже продолжительное время, но из-за отсутствия чувствительных санкций мало кто обращал на них должное внимание.

Что такое маркировка интернет-рекламы?

Согласно действующему законодательству, вся реклама, размещённая в интернете, должна быть обозначена определённым образом. В профессиональной среде рекламные объявления также называют креативами.

Пример маркировки
Пример маркировки

Что нужно маркировать?

Для того, чтобы определить, нужно ли маркировать ваш креатив для начала нужно определить, является ли он рекламой. Существует два основных критерия.

Во-первых, данная информация должна быть обращена к неопределённому кругу лиц. Важно отметить, что, если даже ваша реклама нацелена на определённую сферу, например, самозанятых, такие креативы нужно маркировать.

Во-вторых, креатив должен служить для привлечения внимания потребителя к объекту рекламирования.

Как можно увидеть, данный критерии достаточно широкие и под них можно подвести практически что угодно, поэтому приведём конкретные примеры.

Должны маркироваться:

  • Баннеры;
  • Текстовые блоки, в том числе в блогах;
  • Рекламные статьи
  • Видеоролики, аудиозаписи, стримы транслируемые в интернете
  • Различные обзоры, и посты в блоге;
  • Рекламные ссылки;
  • Упоминания бренда в видеороликах блогеров или их подкастах
  • ·И др.

Т.е. практически вся реклама в интернете должна маркироваться.

Иногда грань очень тонкая. Так, например, если вы ведёте ресторанный блог и в своих постах рассказываете про рестораны, которые недавно посетили, их не признают рекламой. Но если данный пост будет сильно выбиваться из тематики ваших регулярных записей или будет делать особый акцент на ценах, ассортименте или качестве конкретного заведения, то его вполне могут признать рекламным. В таких случаях лучше всего проконсультироваться с юристом.

Также, вопрос о том, является ли ваш креатив рекламой можно задать непосредственно в федеральную антимонопольную службу (ФАС) через их официальный сайт https://fas.gov.ru/?ysclid=lrorpdq4b9356326934, однако ответа, как правило, придётся ждать около 30 дней.

Отвечают иногда и быстрее
Отвечают иногда и быстрее

Самореклама.

Неужели и продвижение своих продуктов через собственные соцсети теперь необходимо маркировать? Нет такое продвижение маркировать не нужно.

Федеральная антимонопольная служба придерживается позиции, что рекламой не является информация о товарах, размещённая на официальном сайте производителя или продавца, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией.

Поэтому, если вы решили в своей группе ВКонтакте или телеграмм-канале разместить информацию о своих услугах, ценах, акциях или прорекламировать свой вебинар, то такой пост рекламой считаться не будет.

Самореклама ≠ реклама
Самореклама ≠ реклама

Также, если вы являетесь продавцом на Wildberries или Ozon, заполнение карточки товара и дальнейшее продвижение на площадке также не является рекламой, так как вы просто предоставляете информацию для покупателей.

Каталог товаров с ценами ≠ реклама
Каталог товаров с ценами ≠ реклама

Из данного правила есть одно существенное исключение!

Например, у вас собственный интернет-магазин автозапчастей, и вы решили через свою группу ВКонтакте прорекламировать ваш новый бизнес по изготовлению и продаже ёлочных игрушек. Такой пост может быть расценен как реклама, так как продажа игрушек не соответствует вашей обычной деятельности. Поэтому, тот же Ozon на собственном сайте при рекламе своей продукции указывает себя рекламодателем, как бы абсурдно это не выглядело.

Вот такие дела...
Вот такие дела...

Кто и как должен маркировать рекламу?

С тем, какую рекламу нужно маркировать, мы разобрались, теперь обсудим сам процесс её маркировки. Закон не указывает, кто должен маркировать рекламу, поэтому рекламодатели (те, в чьих интересах распространяется реклама) и рекламо-распространители (те, кто размещает рекламу на своих ресурсах) должны решать это между собой. С появлением новых правил особенно актуальным становиться вопрос о качестве ваших договоров, так как именно в нём должен решаться вопрос о том, кто должен маркировать рекламные креативы.

Теперь рассмотрим подробнее данные, которые должны содержаться в рекламном креативе.

Необходимо присутствие трёх элементов:

1. Слово "Реклама".

2. Указание информации о рекламодателе. Это может быть фирменное наименование и / или ссылка на сайт.

3. Идентификационный кода (токена), так называемы Erid.

Если с первыми двумя пунктами всё ясно, то на erid остановимся подробнее.

Для того, чтобы получить erid вам нужно обратиться к оператору рекламных данных (ОРД). На данный момент их существует 7.

Функционал у всех ОРД схож, поэтому каждый пользователь может выбрать на свой вкус.

Выбор здесь остаётся за каждым, можем лишь дать совет – если вы уже на постоянной основе пользуетесь сервисами для ведения бизнеса от какого-либо оператора, например, «Яндекс Бизнес», то проще всего пользоваться ОРД от того же Яндекса, для удобства передачи данных.
Выбор здесь остаётся за каждым, можем лишь дать совет – если вы уже на постоянной основе пользуетесь сервисами для ведения бизнеса от какого-либо оператора, например, «Яндекс Бизнес», то проще всего пользоваться ОРД от того же Яндекса, для удобства передачи данных.

После того, как вы выбрали подходящего ОРД, рекламу нужно зарегистрировать.

Регистрации рекламы.

1. Для начала вам потребуется создать аккаунт на сайте ОРД. Регистрация креатива проходит в личном кабинете.

2. Затем необходимо создать кампанию в выбранном ОРД, где определить тип, цели, бюджет, расписание показов, целевую аудиторию и номер договора, который вы заключили с рекламо-распространителем (если вы сами являетесь рекламо-распространителем, то номер договора, который вы заключили с конкретным рекламодателем).

3. После создания кампании необходимо создать рекламное объявление, выбрав формат рекламы, текст, картинку или видео и добавить информацию об участниках рекламной цепочки, с которыми вы взаимодействуете по договору (наименования и ИНН всех контрагентов).

4. Внести данные о договорах с каждым контрагентом: номер документа, дату заключения, тип услуг, предмет и сумму договора. Также необходимо указать роли участников — кто по договору является клиентом, а кто оказывает услуги или является посредником.

5. После проверки вашего запроса вам будет выдан erid, после чего вы можете запускать вашу рекламную компанию.

Способы маркировки рекламы.

Слово "Реклама" и указание информации о рекламодателе должно быть на каждом рекламном креативе, а вот erid можно разместить по-разному.

1. Можно добавить eridнепосредственно в ссылку, выглядеть она будет следующим образом https://site.ru/?erid=Xchj56fIk? где, site.ru — это url вашего сайта, а набор символов после erid= это идентификатор рекламы, который вы получили у ОРД. Главное, здесь не вписать лишних символов, так как если вы, например, добавите лишний знак «?», то ссылка просто перестанет работать.

Пример ссылки с erid
Пример ссылки с erid

2. Если же вы выкладываете рекламный пост в телеграмм-канале, то erid нужно разместить в начале поста (Важно! На сайте должна быть возможность скопировать текст). Существуют противоречия касаемо данного требования, Роскомнадзор публиковал рекомендации по маркировке рекламы, в которых допускал размещение erid и в конце рекламного поста, но в действующем приказе Роскомнадзора № 191 от 30.11.2022 г. допускается маркировка только в начале. Поэтому, мы рекомендуем вам маркировать свои посты вначале.

Пример маркировки
Пример маркировки

3. Если же ваш рекламный креатив включает в себя изображение или видео, то erid должен быть размещён поверх графического блока.

Пример маркировки
Пример маркировки

4. В видеороликах на YouTube также необходимо добавлять всю информацию поверх видео, по новым правилам добавление информации в описание является недостаточным.

Источник: YouTube-канал - МИНАЕВ LIVE.
Источник: YouTube-канал - МИНАЕВ LIVE.

5. Если это позволяет функционал сервиса, erid можно разместить в специальном меню.

Пример маркировки в меню
Пример маркировки в меню

Вы можете выбрать любой из этих способов, который подходит больше всего.

Отчётность.

В личном кабинете ОРД по истечении календарного месяца, в котором крутилась реклама, необходимо отчитаться о статистике показов. В личном кабинете существует два параметра – план показов и количество показов (можно поставить галочку, что они совпадают). Во многих сервисах существует встроенный счётчик показов, на который вы можете ориентироваться. Если же встроенного счётчика нет, необходимо найти способ вести подсчёт (не рекомендуем передавать придуманные данные). Например, у Яндекса существует такой инструмент как «Пиксель», который можно встроить в вашу рекламу и отслеживать просмотры не только в сервисах Яндекса.

Ещё в личный кабинет нужно загружать акты, которые подтверждают, что рекламораспространитель выполнил свою услугу по продвижению с указанием расходов на размещение рекламного креатива.

Важно отметить, что отчитываться нужно за каждый месяц, пока реклама существует! Поэтому рекомендуем заранее решить вопрос с удалением рекламы через какое-то время, чтобы не пришлось отчитываться за неё вечно.

Ответственность.

Законодательством предусмотрены достаточно суровые штрафы за неисполнение требований по маркировке рекламы.

За непредоставление рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы в Роскомнадзор информации или необеспечение этого, нарушение установленных сроков исполнения таких обязанностей, предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации штрафы составляют:

· для граждан – от 10 000 до 30 000 рублей,

· для должностных лиц – от 30 000 до 100 000 рублей,

· для юрлиц – от 200 000 до 500 000 рублей.

За распространение рекламы в Интернете без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора, нарушение требований к его размещению при распространении рекламы штрафы составляют:

· для граждан – от 30 000 до 100 000 рублей,

· для должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей,

· для юрлиц – от 200 000 до 500 000 рублей.

Напоминаем, что в случае ненадлежащей маркировки рекламы, привлечь к ответственности могут как рекламодателя, так и рекламораспространителя!

Заключение.

В 2024 году маркировка рекламы является важным элементом деятельности любого владельца бизнеса. Поэтому предпринимателям необходимо уделить маркировке рекламе достаточное время. Однако из-за сложности и множества нюансов, данный вопрос мы рекомендуем отдать на контроль специалисту.

Актуально на 28.02.2024

Максим Сагайдачный, Артём Кораблин

#реклама

#юристы