Найти тему
IQ.HSE

Агитацией можно убедить людей беспокоиться о климате. Но нельзя заставить сажать деревья

ISTOCK
ISTOCK

Международный коллектив исследователей с участием учёных из НИУ ВШЭ  протестировал 11 коммуникационных стратегий в области экологии. В эксперименте приняли участие почти 60 тысяч человек из 63 стран. Наиболее убедительными оказались методы, снижающие дистанцирование от проблем климата. Однако убедить испытуемых принять участие в более трудоёмких задачах, например посадить дерево или снизить выбросы углерода, не удалось. Результаты исследования опубликованы в Science Advances.

Чтобы замедлить изменения климата, требуется объединить усилия большого числа людей по всему миру. Однако остаётся неясным, как можно убедить человека изменить свое поведение и начать заботиться о планете.

Команда исследователей из 48 стран проверила коммуникационные стратегии на 59 440 людях. Несмотря на различия в ответах, обусловленные географическими и демографическими факторами, 86% признали угрозы изменения климата, а более 70% выразили поддержку коллективным действиям по сохранению планеты.

В ходе эксперимента участникам демонстрировались различные сообщения о климатических изменениях — от описания мрачных последствий до успешных историй борьбы с ними. Исследователи делали акцент на мнение научного сообщества, предлагали рассматривать борьбу с изменением климата как патриотический акт и написать письма будущим поколениям о текущих усилиях по сохранению жизни на Земле.

ISTOCK
ISTOCK

Для оценки эффективности этих стратегий исследователи анализировали убеждения участников, включая признание изменений климата как значительной угрозы, отношение к повышению налога на углеродные выбросы и участие в восстановлении лесов. Также изучалась готовность участников действовать: делиться информацией в социальных сетях об экологичном поведении и изменить образ жизни, например начать участвовать в благотворительности, сократить потребление бумаги, мяса и молочной продукции.

Реакция на сообщения менялась в зависимости от страны: например, акцент на том, что научное сообщество считает изменения климата серьёзной угрозой, увеличил поддержку мер по защите климата на 20% в России и на 9% в Румынии, но снизил её на 5% в Канаде и на 6% в Китае.

Просьба к участникам написать ребёнку будущего поколения положительно повлияла на поддержку экологических действий в нескольких странах, включая США и Бразилию, но имела небольшой отрицательный эффект в других странах, например в ОАЭ и Сербии. В целом желание делиться информацией о климате в социальных сетях после протестированных инициатив возросло среди всех участников.

Интересен тот факт, что эффективность стратегий менялась в зависимости от демографических групп. Так, например, среди российской аудитории наибольшую эффективность продемонстрировал метод, который предлагал людям представить себя и свою жизнь в будущем. Это повысило уровень поддержки мер по сохранению климата на 9%. Тот же самый подход сработал среди высокообразованных консерваторов США, увеличив их готовность защищать планету на 18%.

Альбина Галлямова, одна из авторов исследования, стажер-исследователь Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ:
Результаты нашего исследования показывают нюансы воздействия различных стратегий информирования о климате. В то время как сообщения об «обречённости и унынии» стимулировали распространение информации в социальных сетях, они ослабили поддержку реальных действий, таких как посадка деревьев, и были менее эффективными среди тех, кто в изменения климата не верит.

Для продвижения климатической политики учёные разработали веб-приложение по борьбе с изменением климата. Его могут использовать как законодатели, так и специалисты.

Альбина Галлямова, одна из авторов исследования, стажер-исследователь Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ:
Наше веб-приложение учитывает широкий спектр целевых аудиторий в обследованных странах, оно охватывает такие аспекты, как национальность, политическая ориентация, возраст, пол, образование и уровень дохода. Чтобы оптимизировать своё влияние, политики и правозащитники могут определить, какие коммуникации наиболее эффективны для их аудитории, что позволит доносить важную информацию наиболее эффективным способом.

IQ