Найти тему
Трижды старшина.

Спецкомендатуры МВД как элемент социалистической экономики СССР.

Окончание. Начало тут

https://dzen.ru/a/ZdmgWVBRjmyXBvRW

"Химия" может и до аффекта довести...

Эта история относится к концу 80-х. В центре нашего города сносился кусок частного сектора, на месте которого в настоящее время расположен крупный деловой центр и жилые многоэтажки.

Сейчас местность выглядит вот так
Сейчас местность выглядит вот так

Стройплощадка занимала гектара три, пару крайних бревенчатых домиков в начале строительства не снесли, оставив под прорабскую и бытовку строителей. На стройке было задействовано сотни полторы рабочих, в числе которых были и «химики». Напомню -  так называли осужденных преступников, которым содержание в колониях было заменено на так называемые «стройки народного хозяйства» в учреждениях под названием спецкомендатуры.

Народ там сложный, недисциплинированный и трудноуправляемый. Сотнями находились «в бегах», пока не отловят и не вернут обратно в комендатуру или колонию. Вот и на этой стройке тоже работали «химики», часть из них сбегала и объявлялась в розыск. Поэтому никто из администрации стройтреста-генподрядчика не удивился, когда не досчитались на работе ещё одного из таких. К тому же у этого (по кличке «Баклан») закончился срок наказания, и он уже являлся «вольняшкой», хотя и продолжил работать в прежнем качестве.

А накануне исчезновения он сломал руку, носил гипсовую повязку и числился на больничном. В общем, никто тревогу поднимать не собирался. В это же время в окраинный отдел внутренних дел от некоей гражданки поступило заявление об исчезновении её мужа, тоже работника этого же стройтреста с той же стройплощадки. Этот человек (назову его Мишей) «химиком» не был, а был простым мирным работягой, электриком по специальности, вполне домашним семейным мужиком. Тогда ещё ни об исчезновении бывшего «химика», ни о пропаже Миши мы не знали (стройка находилась в зоне нашей оперативной ответственности, но заявлений то никаких не было, а Миша проживал совсем в другом районе).

Примерно через 10 дней Миша сам явился в ОВД по месту жительства (где был объявлен в розыск как без вести пропавший) живой и почти здоровый, только сильно потрёпанный, исхудавший и напуганный. Там что-то начал плести про убийство на  стройке. Соседи просекли фишку и быстренько переправили Мишу к нам по территориальности. Дальше выяснилось следующее. На стройке Баклан и был «бакланом» в полном смысле этого слэнгового словечка. В пьяном виде (а это его обычное состояние) любил цепляться к более слабому, мог отобрать деньги, избить и так далее. Кичился своими блатными понятиями.

Иллюстрация из интернета.
Иллюстрация из интернета.

Миша же был субтильным мужичком лет сорока и стал любимой мишенью Баклана. В тот злополучный осенний день на стройке выдали получку. Миша заступил на сутки дежурным электриком следить за подогревом бетона, находясь в доме-бытовке. Баклан, как обычно, накатил любимой бормотухи и вечером заявился к Мише за материальной помощью, так как своих денег у него уже не было. Миша кредитовал Баклана на какую-то сумму в поллитрах, тот ушёл.

Поздно ночью вернулся и стал ломиться в бытовку. Понимая, что Баклан агрессивен и опасен, Миша не стал снимать дверной крючок, но Баклан продолжал ломиться, и дверь не устояла. Тогда Миша схватил кирочку (молоток каменщика) и нанёс серию ударов по ненавистному фейсу Баклана. Говорит, что бил-бил-бил куда попало, пока не иссякли силы. Остановился – Баклан весь в крови, не дышит (позднее в морге насчитали следы от более, чем 60 ударов по голове и другим частям тела). Далее Миша (как сам пояснил) действовал, аки сомнамбула – вытащил труп Баклана, сбросил его в котлован, обрушил сверху от края массу песка. Вернулся в дом, замыл кровь.

Иллюстрация из интернета.
Иллюстрация из интернета.

Утром сдал смену, но домой не поехал, а уехал за город на какие-то дачи, где и обретался более недели, толком не спал-не ел, переживая случившееся. Был готов покончить жизнь самоубийством. Потом всё же решил прийти в милицию и сдаться, написав явку с повинной.

Миша сразу вызвал жалость и сочувствие. Он подробно рассказал, как всё происходило, показал место, где укрыл труп. Через пару часов мы уже откопали то, что осталось от Баклана (а осталось ещё много). К делу приступил прокурорский следак (точнее – следачка по имени Вера). С ней была проведена подготовительная беседа и она избрала Мише банальную подписку о невыезде в качестве меры пресечения.

Честно признаюсь, что смерть Баклана я посчитал социально-полезным зигзагом его судьбы, поэтому скрупулёзно инструктировал Мишу в части правильности акцентов в показаниях. При этом весь состав нашей группы поражался тому, как совесть может достать человека. Ведь если бы Миша не явился с повинной, никто бы этого Баклана и не искал. Сейчас на том месте огромное здание, так бы и остался под ним навечно как элемент фундамента. А Миша получил два или три года условно (точно уже не помню) за убийство, совершённое в состоянии аффекта. Причём сам он даже"химиком" не стал, ибо в приговоре не было фразы "с обязательным привлечением к труду на СНХ". Миша просто продолжил работу в своём стройтресте уже с условной судимостью, которые на стройке никого не удивляли и тем более не пугали..

Пожалуй, это конец моего повествования про спецкомендатуры и "химиков". Следующим станет тема ЛТП. Начало по ссылке