Несмотря на то, что Китай все еще занимает второе место в табели о рангах мировой экономики, все больше экспертов оценивают его будущее весьма скептично. Реформы Дэн Сяопина обеспечили постмаоистскому Китаю старт с "самых низов", несколько десятилетий бурного роста и второе место в топе мировой экономики. Однако уже сегодня все более отчетливо просматривается не самый радужный финал этой фантастической истории. Экономические и политические ошибки, допущенные последним китайским лидером, грозят замедлением развития страны и усугублением проблем, ставящих под вопрос "светлое будущее" новой Поднебесной.
Все это заставляет наблюдателей обратить свой взор на новые "восходящие звезды", способные взойти на месте тех, что уже близки к своему закату.
Восходящая звезда
Гуру глобальных финансов давно обратили внимание на бурное развитие Индии на протяжении последнего десятилетия, когда страну возглавил премьер Нарендра Моди. В 2014 году он заявил, что к 2025 году ее экономика "будет стоить" пять триллионов долларов, и, судя по темпам ее роста, такое вполне возможно.
Оптимизм относительно самой густонаселенной страны мира резко контрастирует с настроениями относительно Китая, столкнувшегося со множеством экономических проблем, включая ускоренное бегство капитала.
Это хорошо видно по динамике фондовых рынков страны, показывающей, что после постковидных пиков в 2021 году они пережили затяжной спад, когда более пяти триллионов долларов рыночной капитализации были потеряны на биржах Шанхая, Шэньчжэня и Гонконга.
Прямые иностранные инвестиции рухнули в прошлом году и продолжили свое падение (на 12%) уже в январе 2024-го.
В то время когда китайский рынок тщетно пытался нащупать дно, фондовые индексы Индии достигли рекордных высот. Стоимость компаний, котирующихся на индийских биржах, в конце прошлого года превысила четыре триллиона долларов.
"Люди в восторге от Индии. Звонящие мне инвесторы хотят знать, сможет ли она принести такую же прибыль, какую принес Китай в первое десятилетие этого века. Впервые я вижу интерес со стороны очень долгосрочных инвесторов, которые приходят с перспективой на десять лет, а не только на один год", - цитирует CNN управляющего фондом Абхая Агарвала.
Будущее кажется еще более светлым. Ожидается, что к 2030 году "рыночная стоимость" Индии вырастет более чем вдвое и составит десять триллионов долларов, что не позволит глобальным инвесторам игнорировать эту страну.
"Китай нам не подходит, так что... какая еще страна может заменить Китай? Нет такой страны, кроме Индии... В той или иной форме это тот заменитель, который, возможно, ищет мир для стимулирования экономического роста", - говорит портфельный менеджер Matthews Asia Пиюш Миттал.
Поиски альтернатив инвестированию в Китай уже принесли инвесторам позитивные результаты. Так, от этого выиграла Япония - на прошлой неделе базовый фондовый индекс Токио достиг нового максимума впервые за 34 года.
Последняя ревизия глобального фондового индекса, исчисляемого MSCI (американская финансовая компания со штаб-квартирой в Нью-Йорке), отражает оптимистичный настрой в отношении Индии. В этом месяце MSCI заявила, что увеличит долю Индии в своем индексе развивающихся рынков до 18,06 с 17,98% и одновременно снизит долю Китая.
Поскольку в ближайшие месяцы Индия приближается к национальным выборам, наблюдатели надеются, что правящая партия премьера Моди "Бхаратия Джаната" выиграет третий срок, что обеспечит большую предсказуемость экономической политики на следующие пять лет.
"Если Моди вернется с большинством и наступит политическая стабильность, то я могу с уверенностью сказать, что интерес инвесторов к Индии будет иметь намного более устойчивую основу", - говорит Миттал.
Новый лидер глобального уровня
Для эйфории вокруг стремящейся к мировому лидерству Индии есть веские причины - от роста молодого населения до активно развивающейся промышленности.
Международный валютный фонд ожидает, что в следующем финансовом году индийская экономика вырастет на 6,5% по сравнению с 4,6% в Китае. Аналитики Jefferies ожидают, что к 2027 году страна станет третьей по величине экономикой мира.
Как и Китай более трех десятилетий назад, Индия, находящаяся только в начале инфраструктурной трансформации, тратит миллиарды долларов на строительство автомобильных и железных дорог, портов, аэропортов и прочих подобных объектов.
Инвестиции в цифровую и физическую инфраструктуру индийской экономики имеют сильный мультипликативный эффект. Однако ее достоинства этим не исчерпываются, так как сегодня у нее есть то, чего нет и уже никогда не будет у Китая: самая быстрорастущая из крупнейших экономик мира пытается извлечь выгоду из переосмысления своего участия в мировых цепочках поставок.
В свою очередь, глобальный бизнес хочет диверсифицировать деятельность за пределами Китая, где он столкнулся с препятствиями во время пандемии и подвергается рискам, возникающим из-за напряженности в отношениях между Пекином и Вашингтоном. Имперские устремления Си Цзиньпина настораживают участников мировых экономических отношений, отворачивая их от Пекина и толкая в объятия Нью-Дели.
В результате крупнейшие мировые компании, такие как поставщик Apple Foxconn, расширяют свою деятельность в Индии. Генеральный директор Tesla Илон Маск в июне прошлого года заявил, что его компания стремится инвестировать в Индию "как можно скорее".
"Моди действительно заботится об Индии, подталкивает нас к значительным инвестициям в эту страну, что мы и собираемся сделать", - рассказал Маск журналистам.
Подводные камни
Нет сомнений, что мировой бизнес будет и дальше дрейфовать от Китая в сторону менее политизированной и более открытой для глобальных инвестиций Индии. И этот процесс не может не таить в себе подводных камней, с которыми еще предстоит столкнуться как мировому бизнесу, так и Индии.
Бурный экономический рост уже привел к тому, что акции многих привлекательных индийских компаний оказались переоценены. При этом внутренние инвесторы, как розничные, так и институциональные, похоже, игнорируют эти высокие оценки, доводя фондовый рынок Индии до беспрецедентных пиков.
Сегодня розничные инвесторы владеют 9% рыночной стоимости индийских акций, а иностранные - чуть менее чем 20%. Аналитики ожидают, что после предстоящих в 2024 году выборов иностранное участие увеличится еще больше.
Существует и еще одна потенциальная проблема. Несмотря на бурный рост экономики, Индия не имеет возможности поглотить все деньги, которые продолжают утекать из Китая.
"В Китае есть слишком много компаний, стоимость которых составляет 100 и 200 миллиардов долларов. В индии пока трудно „найти дом“ для такой суммы денег", - замечает Миттал.
Чем Индия лучше, чем Китай?
И все же глобальное экономическое будущее Индии видится сегодня более предпочтительным по сравнению с Китаем, все более явно превращающимся в новый СССР с повторением его самых грубых ошибок.
Помимо геополитических разногласий и неопределённых экономических перспектив, иностранные компании и инвесторы всё более настороженно относятся к внутриполитическим рискам в Китае, включая преследование бизнеса и аресты бизнесменов.
"В Китае много хороших предприятий, но из-за проблем с регулированием становится очень сложно предсказать, как они будут выглядеть в долгосрочной перспективе", - цитирует CNN портфельного менеджера компании Brown Advisory Приянку Агнихотри.
Индия, напротив, поддерживает здоровые отношения со всеми крупными экономиками мира, настойчиво склоняя глобальные компании к открытию производств на ее территории.
В своем выступлении на тему бюджета в феврале министр финансов Индии Нирмала Ситхараман заявила, что приток прямых иностранных инвестиций с момента прихода Моди к власти в 2014 году составил почти 600 миллиардов долларов, что вдвое больше, чем за предыдущее десятилетие.
"Для поощрения устойчивых иностранных инвестиций мы ведем переговоры по двусторонним инвестиционным договорам с нашими иностранными партнерами в духе приоритетного развития Индии", - пояснила она.
Стремление Нью-Дейли стать новым Китаем, свободным от неомаоизма и имперских амбиций Си Цзиньпина, четко считывается ведущими игроками мировой экономики, демонстрирующими готовность всячески поддержать этот порыв.
По мнению аналитиков, остановить встречную экономическую мощь, которую привела в движение Индия, уже невозможно, вне зависимости от того, что произойдет с Китаем.
"Даже если Китай вернется за стол переговоров и решит множество проблем, я не думаю, что Индия будет готова отойти на второй план. Ее время пришло", - резюмирует Миттал.