Касьянов день - это народный и христианский праздник, который приходится на 29 февраля по юлианскому календарю. Он отмечается лишь в високосные годы, то есть один раз в 4 года, отличаясь таким образом от всех остальных дней в году. По крестьянским преданиям, Касьян либо разгневался на весь мир, либо своим поведением "заслужил" этот несчастливый праздник. С учетом разницы в календарях сегодняшний день Касьяна переносится на 13 марта, так как именно этот день по григорианскому календарю соответствует юлианскому 29 февраля. Однако народные представления всегда связывали Касьяна с этим "особым" днем, поэтому важно помнить о нем и 29 февраля.
Почему Касьяну достался такой день?
В народном поверье хранилась легенда о встрече Касьяна-угодника и Николая-угодника с мужиком, застрявшим с возом на дороге. Касьян отмахнулся, не желая испачкаться, в то время как Николай тут же пришел на помощь. Рассматривая их поступки, Бог постановил: "Ты, Касьян, не пришел на помощь мужику. За это тебе придется каждые 3 года служить молебны. А тебе, Николай-угодник, за то что помог вытащить воз, придется служить молебны 2 раза в год." Таким образом, Касьян приходит на 29 февраля и отмечается лишь раз в 4 года (до введения григорианского календаря), в то время как у Николая два дня в году - зимний и летний. Впрочем, на практику церковные службы это никогда не влияли, так как обычно богослужения, запланированные на 29 февраля, просто переносились на 28-е и все равно проводились. Среди восточных славян этот особый день считался крайне несчастливым и всегда окружался мистическими представлениями, связанными, в том числе, с демоническими силами. Дата имела множество названий: Касьян-Високос, Кривой Касьян, Касьянья, Касьян Завистливый, Касьян Остудный, Глаз Касьяна и т. д.
Жизнь и труды святого Кассиана в христианстве.
В христианской истории день памяти Касьяна отмечается в честь Святого Кассиана — знаменитого основателя монашества в Галлии и одного из главных теоретиков аскетизма. Он родился в Скифии примерно в 360 году н. э., а свою монашескую жизнь начал в Вифлеемском монастыре в Палестине. Кассиан углубленно изучал образ жизни монахов и отшельников в Египте, путешествуя по этой стране. К 400 году он был посвящен в диаконы, а вскоре после этого представлял константинопольскую церковь в Риме, защищая позиции церковного оратора Иоанна Златоуста. Впоследствии, основавшись в Массилии, он учредил два монастыря — один для мужчин и один для женщин — ориентируясь на египетские обители. Кроме того, он оставил после себя значительное наследие в виде 12 томов, где изучены и описаны обычаи монашеской жизни в Палестине и Египте, а также 24 "Собеседования", посвященные моральным аспектам христианской доктрины и жизни отшельников.
Измененный образ Касьяна в народной культуре.
В народных преданиях образ Касьяна значительно отличается от наследия Иоанна Кассиана и становится ассоциированным... с Кощеем. Так возникает парадоксальный и весьма необычный образ "злопамятного святого", который в местных легендах описывается как лицо, наделенное такими негативными чертами характера, как зависть, злопамятство, злоба, корысть, скупость... Этот образ особенно ярко проявился в Саранском уезде Пензенской области, где Касьян, согласно народным представлениям, даже не считался святым (или даже человеком). В глазах простых людей он напоминал героя из произведений Гоголя - Вия, демона с огромными веками, длинными ресницами и смертоносным взглядом, который приносил болезни и увядание всему живому. Думали, что он контролировал все ветры, включая те, что приносили эпидемии чумы и холеры. По мнению представителей народного фольклора, Касьян символизировал зиму в ее самом негативном аспекте. В общественном сознании на Руси его имя превратилось в эпитет для описания унылых и мрачных личностей, что породило фразы вроде "смотрит как Касьян", используемые для описания угрюмых и неприятных людей. Существовала также ассоциация "взгляда Касьяна" с какой-то формой порчи или сглаза, которые считались настолько могущественными, что снять их было практически невозможно. В целом, если в 29 февраля что-то плохое происходило, например, неожиданная болезнь или авария, люди считали, что это был "труд Касьяна". "Касьян, идет — все вянет. Касьян, взглянет — все дохнет." Многие исследователи утверждают, что до принятия христианства на Руси 29 февраля был днем Кощея - воплощения темных сил в славянской мифологии, правителя царства Смерти. После прихода христианства негативные атрибуты злого Кощея были частично приписаны святому Касьяну, чей праздник пришелся на ту же дату. Кстати, на 29 февраля поминали также других святых, таких как Иоанн Дамасский и Феостирикт Мидикийский, однако последний, почему-то, не получил такого же "дурного" репутации среди народа. Возможно, это связано с созвучием имени Кощей/Касьян и ассоциациями, вызываемыми именем Касьян - что-то кривое, нехорошее.
Обычаи и обряды в день Касьяна-Високоса.
Этот день считался несчастливым, поэтому никакие крупные дела не предпринимались. Люди старались не выходить из дома до рассвета следующего дня, 1 марта. Даже скот не выпускали на улицу, чтобы избежать несчастья, связанного с Касьяном.
Считалось, что любая работа или начинание могли привести к беде. Поэтому главное — оставаться под кровом дома, где была защита. Заранее готовили праздничный ужин (так как в этот день работать не рекомендовалось), и все члены семьи собирались за столом — если этого не делать, Касьян мог "обидеться" и принести семье ссору и беду.
Интересно, что в этот день проводились различные обряды с использованием яйца для избавления от сглаза и "убийства" Кощея (Касьяна), так как смерть последнего, согласно поверьям, хранится в яйце. Куриное яйцо, предпочтительно от черной курицы, разбивали в углу дома и оставляли до утра, а утром, выходя на улицу, трижды крестились.
Яйцо также использовалось для лечения различных недугов. Если кто-то был больной, по его телу прокатывали сырое яйцо, после чего его раздавливали руками и выбрасывали. Для изгнания болезни прочь и отправки ее в царство Кощея произносили особое заклинание, а затем сушили одежду на свежем воздухе.
Гадания на Касьяна.
В традиционном обряде Касьянова дня принято гадать о своей судьбе в предстоящем високосном году, а также о будущем женихе и исполнении желаний. Этот день, согласно народным убеждениям, считается особым, когда "размываются" границы между мирами, и можно заглянуть за завесу.
Для предсказания своей судьбы девушки отправлялись в курятник и считали, сколько яиц снесли куры:
- 1 яйцо предвещало год одиночества;
- 2 яйца обещали встречу с женихом;
- 3 яйца означали год, проведенный в кругу семьи;
- 4 яйца предрекали радостные события;
- 5 яиц символизировали удачу;
- 6 яиц предупреждали о финансовых трудностях;
- 7 яиц предвещали прибавление в семье;
- 8 яиц гарантировали общее счастье;
- 9 яиц обещали год в радости и веселье.
Для предсказания будущего мужа пекли кексы с множеством яиц и в каждый прятали сюрприз:
- изюм указывал на мудрого и амбициозного мужа;
- мак символизировал богатство и власть;
- корица предсказывала придирчивость и занудство;
- вишня намекала на веселого и жизнерадостного супруга;
- абрикосы обещали нежность и любовь;
- малина предупреждала о склонности к тратам;
- клубника символизировала страстного возлюбленного.
Чтобы исполнить желание, гадали за столом, подбрасывая в воздух 29 монет и определяя, сколько из них выпадет орлом и сколько решкой: большее количество орлов предвещало, что желание сбудется.
Предзнаменования и суеверия.
В фольклоре были связаны с Касьяновым днем несколько примет и суеверий: если утром небо ясное и без высоких облаков, ожидайте теплого дня и хорошей погоды; слышно, как в лесу «гудят» деревья — скоро наступит похолодание; если утренний туман образуется в день Касьяна, это обещает хороший урожай; начало капель — предвестник продолжительной весны; если в Касьянов день не слышно ни лая собак, ни пения птиц, а царит абсолютная тишина, это может свидетельствовать о приближении эпидемии.
Также было распространено поверье, что в этот день нельзя приглашать гостей, оставлять кого-то ночевать или открывать дверь незнакомцам, так как в образе незнакомца в дом может проникнуть Холера. Надевать чужие вещи также считалось нежелательным, чтобы не передать свое счастье другому.