Ездили в село Большая Речка в семью Власовых, у которых десять детей.
Мне сперва казалось, что подросткам будет не слишком-то интересно, т.к. ну дом... ну, много всяких штучек - как у моей мамы, которая тоже Ольга Михайловна (как и хозяйка дома в Большой Речке). Обе любят "задергушки" и прочие "вытребеньки"... а в итоге я полчаса детей оттуда выковыривала, т.к. они всё носились по дому с криками "усыновите/удочерите меня!"
Вдруг вспомнила Гарри Поттера, когда он попал в гости к Рону в Нору. И к миссис Уизли. Рон немного стеснялся, что у них так всё... своеобразно, а Гарри был в полном восторге, т.к. это настоящий дом.
"Зато уже как пожалуете в гости, то дынь подадим таких, каких вы отроду, может быть, не ели; а меду, и забожусь, лучшего не сыщете на хуторах. Представьте себе, что как внесешь сот — дух пойдет по всей комнате, вообразить нельзя какой: чист, как слеза или хрусталь дорогой, что бывает в серьгах. А какими пирогами накормит моя старуха! Что за пироги, если б вы только знали: сахар, совершенный сахар! А масло так вот и течет по губам, когда начнешь есть. Подумаешь, право: на что не мастерицы эти бабы! Пили ли вы когда-либо, господа, грушевый квас с терновыми ягодами или Варенуху с изюмом и сливами? Или не случалось ли вам подчас есть путрю с молоком? Боже ты мой, каких на свете нет кушаньев! Станешь есть — объеденье, да и полно. Сладость неописанная! Прошлого года... Однако ж что я, в самом деле, разболтался?.. Приезжайте только, приезжайте поскорей; а накормим так, что будете рассказывать и встречному и поперечному."
Вечера на хуторе близ Диканьки
И вдруг усовестилась, что я-то всегда ем на тарелках с золотой каёмкой, значит, и подзывали меня к столу всё детство звонком в колокольчик (здесь тоже такое практикуют), а кто-то живёт... скромнее.
Ещё мне понравилось отношение хозяйки к детям. У неё совершенно отсутствуют розовые очки во взгляде на детей как класс, т.к. она терпеливо повторяла: - Лестницу и перила не ломаем, не сбрасываем фоторамки со стен...
Но при этом они как-то так хорошо с ней поладили. Она что-то рассказывала, дети жевали, мне казалось, что только взрослые слушают, а потом дети начали спрашивать: не тяжело вам в пять утра вставать?
-Да как-то уже привыкла... дети маленькие были - всех надо было выкормить. Потом старших собирать в садик, в школу... после обеда занятия музыкой, секции спортивные у двоих, художники у нас ещё...
Дети сочувственно примолкли и жевали блины молча дальше.
Потом они с удовольствием всё трогали, бренчали на старом пианино "Шрёдер", покупали сувениры, а одна мама удивлялась:
-Зачем тебе салфетка? Это же просто связано крючком... ты не умеешь взять крючком, что ли?
Но в итоге получилась какая-то очень добра и домашняя поездка. Хотя сперва масленичные гуляния вызывали у подростком предсказуемый... скептицизм:)
Но после блинков со сгущёнкой и вареньем, дети предсказуемо размякли, подобрели, и желали лазить на тёплую печку - сидеть, лежать и неизбежно фотографироваться...
Меня же занимали виды из окна:
И какие-то женственные и милые мелочи хозяйского уюта:
Ткацкий станок дети, разумеется, видели в музеях, в доме ремёсел, но...
в живом доме это производит куда более сильное впечатление, ибо мы ходим по коврикам, сотканным на этом станке:
Коллекции кукол хозяйки и её дочерей поражают воображение:
Про некоторые экспонаты дети шутят, что это им напоминает американский хоррор-фильм:)
Первое время учителя и родители нервничают, что дети что-то сломают, но как ни странно, они даже всё на место ставят. Может, на них так порядок и чистота действуют:
В общем, есть возможности у нас побывать внутри сибирских старых домов, и туристы стараются ничего не упустить - даже просто жители Иркутска, чьи старые дома (см. фото с наличниками) стремительно уходят в прошлое...
«Бледен сад, леденеют ...»
Бледен сад, леденеют качели,
Замерзает в оскомине дом.
На стене шелестит Боттичелли,—
Это было и будет потом.
На веранде сквозняк запустенья —
Ни души, ни мяча, ни лото,
Ни купальника нету, ни чтенья,—
Никогда, и нигде, и ничто.
Мерзнет в мыльнице красное мыло,
Склоны дней отодвинуты в тень,
Две смородины грустно и мило
Прогибают волнистый плетень.
Стекловидных морозов припадки
Истончают бревенчатый сруб,
Помидоры задавлены в кадке,
Голос вьюги от нежности груб.
Хорошо в этом холоде спится,
Хорошо сочиняется мне,
И перо утопает, как спица,
В пряже вымыслов, здравых вполне.
Что со мной? Ничего не случилось.
Стала письменной устная речь.
Я с великим трудом научилась
Свой душевный порядок беречь.
Серебристого дня семигранник
Прозвенел об железо оград,
Уходя, как стакан в подстаканник,
Как виденья уходят во взгляд.
Снег в кустарнике прорези сузил,
И лицо благородит мороз,
Как попытка затягивать в узел
Золотое беспутство волос.
Юнна Мориц
Итак, записывайте: усадьба Власовых, деревня Большая Речка, Байкальский тракт, Иркутская область.