Найти в Дзене
Картины в деталях

Мадонна в уникальном исполнении Эдварда Мунка

Всех приветствую на моем канале и предлагаю разбор самого уникального изображения Мадонны в истории живописи, полотна «Мадонна» Эдварда Мунка. Эдвард Мунк написал свою Мадонну в пяти вариантах с 1893 – 1895 годы. Четыре работы были выполнены на холсте, а пятая создана в виде цветной литографии. К «Мадонне» на литографии была добавлена рамка с плывущими сперматозоидами, а в низу картины художник дорисовал маленького эмбриона, с лицом до боли похожим на лицо персонажа с его самого известного полотна «Крик». Считается, что это было отражением взгляда художника на прямое предназначение женщины. Мунк разделял философскую концепцию Шопенгауэра, где женщина в этом мире выполняет лишь одну единственную миссию, производит на свет потомство. Самая первая работа «Мадонны» назвалась «Зачатие» или если в дословном переводе с норвежского «Женщина делает любовь» Это прямая отсылка художника на момент самого зачатия новой жизни. В западноевропейском искусстве, изображение Мадонны, всегда играло важну

Всех приветствую на моем канале и предлагаю разбор самого уникального изображения Мадонны в истории живописи, полотна «Мадонна» Эдварда Мунка.

Эдвард Мунк написал свою Мадонну в пяти вариантах с 1893 – 1895 годы. Четыре работы были выполнены на холсте, а пятая создана в виде цветной литографии.

-2

К «Мадонне» на литографии была добавлена рамка с плывущими сперматозоидами, а в низу картины художник дорисовал маленького эмбриона, с лицом до боли похожим на лицо персонажа с его самого известного полотна «Крик».

Считается, что это было отражением взгляда художника на прямое предназначение женщины. Мунк разделял философскую концепцию Шопенгауэра, где женщина в этом мире выполняет лишь одну единственную миссию, производит на свет потомство.

Самая первая работа «Мадонны» назвалась «Зачатие» или если в дословном переводе с норвежского «Женщина делает любовь» Это прямая отсылка художника на момент самого зачатия новой жизни.

В западноевропейском искусстве, изображение Мадонны, всегда играло важную роль. Веками она несла своим образом свет и олицетворяла глубокую духовность и целомудрие. Художники, часто изображали Мадонну в традиционной манере, и лишь изредка привносили в такие работы что-то свое. Но никто не осмеливался преподнести этот священный образ, так как это сделал Эвард Мунк.

Сложная и глубокая натура норвежского художника всегда проявлялась через его творчество. Он обладал тонким чувством и был склонен к постоянной рефлексии и частым депрессиям. Его детство сыграло решающую роль в формировании личности, а также повлияло на восприятие и понимание женской природы и ее сущности.

Жизнь Мунка была с постоянным внутренним метанием.

Он испытывал смешанные чувства к женщинам: страх и в то же время влечение. Он воспринимал их как существ, с одной стороны, отталкивающих, а с другой - магнетически притягательных. Его бесконечно томила загадка женского непостоянства и изменчивости, поэтому изображение его «Мадонны» столь многозначно и в то же время таинственно.

Перед нами обнаженная молодая женщина с черными распущенными волосами, небрежно раскинутыми по плечам. Ее глаза закрыты, а лицо выражает блаженное ощущение экстаза и наслаждения. Руки Мадонны закинуты наверх говоря о расслабленности героини и о ее полной отдаче сладостному удовольствию.

Кистей рук мы не видим, так как Мунк всегда старался избегать прорисовки мелких деталей.

Стройное тело девушки, изображено до линии бедер, которая размыта плавными, характерными для Мунка, мазками. Живот выполнен акцентно, как бы подчеркивая тем самым детородную функцию женщины и истинное значение всего происходящего.

Героиня полотна Эдварда Мунка, скорее напоминает любовницу, наслаждающуюся моментом наивысшего чувственного блаженства, чем известный библейский персонаж. Единственное, что делает отсылку на канонические изображения Мадонны, – это нимб над ее головой, но даже он выполнен отличающимся от традиционных. Вместо обычного золотистого оттенка, нимб светиться ярко-красным, выделяясь необычным характером и оставляя впечатление чего-то необыкновенного.

Этот нестандартный атрибут делает Мадонну Мунка еще более вызывающей и добавляет в ее образ интриги.

Все работы норвежского экспрессиониста пропитаны властью цвета. И на этом полотне, несмотря на тему, связанную с любовью, страстью и жизненной силой, цветовая гамма самостоятельно создает атмосферу напряжённого беспокойства.

Художник стремился создать именно такой эффект: нечёткие извивающиеся линии, словно окружают тело женщины, заключая его в плотное кольцо. Скрывающиеся мельчайшие детали, несущественные для общего замысла, создают уникальный узнаваемый стиль мастера.

Мунк создал свою «Мадонну», срисовав ее образ с натурщицы Дагни Юль — женщины, которая покоряла сердца многих художников того времени. В определенный период она была любовницей самого Мунка, а на момент создания картины — женой его друга. И учитывая все эти обстоятельства, для современников было чрезвычайно провокационно видеть ее в образе Мадонны.

-3

Для Эдварда Мунка Дагни Юль всегда имела большое значение.

В 1893 году еще до приезда Мунка в Берлин, где он осел и создал свою мастерскую, она послала ему свою фотографию, стремясь привлечь его внимание и заинтриговать.

У нее была загадочная улыбка и пронзительный взгляд. Ее нрав был непредсказуем, и она всегда оставалась таинственной и непостижимой для художника.

В отношениях Дагни, несмотря на ее сомнительный имидж, была для Мунка, одновременно воплощением чувственности, материнской заботы и святости.

Однако она порвала отношения с Мунком, уйдя от него к польскому поэту, а спустя несколько лет ее застрелил очередной любовник в номере отеля в Тбилиси, прямо на глазах у ее шестилетнего сына.

Ее смерть, несмотря на прерванные отношения, болью отозвалась в сердце Мунка и в дальнейшем сильно повлияла на его психическое состояние.

Полотно «Мадонна» впервые было выставлено на всеобщее обозрение в 1896 году и вызвало бурный резонанс публики. Обнаженная женщина с развевающимися волосами и выражающая экстаза никак не могла ассоциироваться у людей со святым образом Девы Марии.

Эта работа была признана скандальной, а многие критики считали картину угрозой для нравственного воспитания молодых девушек, особенно ее версию, содержащую изображение эмбриона и сперматозоидов.

Выбор такого сюжета для картины "Мадонна" и сами религиозные убеждения художника, были вызваны трагическими событиями его юности.

Еще в детстве Мунк глубоко проникся христианскими принципами. Это было связано с чрезмерной и даже болезненной религиозностью его отца.

Но после смерти самой дорогой сердцу сестры Софии, и наблюдения за молитвенными стенаниями отца, который не мог помочь умирающей, Эдвард окончательно разочаровался в религии.

Но своей «Мадонной» Мунк, не стремился выразить свое пренебрежение к христианским ценностям. Он хотел показать земное в небесном, изобразить образ Девы Марии менее идеализированным, но более человечным и смертным.

По мнению художника, в момент зачатия новой жизни, женщина олицетворяет святость и духовность мира, поэтому в том, как изображена его Мадонна нет, абсолютно ничего предосудительного.

Картина «Мадонна» Эдварда Мунка обладает всеми особенностями его художественного стиля. Она выделяется уникальной откровенностью в нестандартной интерпретации классического сюжета. Лаконичность композиции и неповторимая техника построения изображения, безусловно, отражают черты новаторства, характерные для искусства XX века.

-4

Но после двух лет поиска, картины к счастью были найдены и в августе 2006 года возвращены в музей.

На сегодняшний день две живописные версии "Мадонны" принадлежат частным коллекционерам, в то время как две другие масляные картины находятся в коллекциях "Музея Мунка" и "Национального музея искусства" в Осло.

А литография стала самой дорогостоящей в истории, так как была продана за 1,9 миллиона долларов США.

Подводя итог, можно отметить что Картина "Мадонна" является ярким примером творческих поисков Эдварда Мунка.

Мотив, возникший тысячу лет назад, вдохновил его, а результатом стало произведение искусства, которое останется актуальным для всех поколений и времен.

Надеюсь, что мое повествование было увлекательным и интересным. Делитесь своими мыслями в комментариях и не забывайте подписываться на мой канал, чтобы не пропустить новые разборы гениальных полотен мировой живописи.