Сегодня продолжим разговор о связи психики и конституции (телосложении) и поговорим о другой конституциональной характеристике человека, которая, в отличие от роста, все-таки поддается некоторой коррекции сознанием человека. Поговорим о полноте, т.е. о полных и худых. И вновь обратимся к режиссерам. У него в сценарии есть два героя: первый – желчный по характеру, раздражительный, малообщительный; второй – мягкий, добродушный, весельчак. Какого актера следует подобрать на ту или иную роль - полного или худощавого? Для опытного режиссера вопроса нет, на какую роль какого актера, а режиссера есть другая проблема: где найти такого худого и такого полного, но чтобы оба были талантливыми артистами? Впрочем, с полными актерами
проблем бывает меньше, чем с худощавыми (увы, сказывается нерациональное питание).
А теперь – в Ваш рабочий кабинет: на его пороге – новый посетитель. И Вы теперь вполне уже осознанно обратили внимание на эту конституциональную характеристику – на его полноту.
Давайте допустим, Ваш посетитель – худой человек, тогда какие формы поведения следует от него ожидать?
Для ответа на этот вопрос следует вспомнить (из предыдущего поста о конституции), как наше подсознание оценивает «маленького» человека – оно считает, что если маленький – то значит, во всем маленький, ибо в нашем подсознании нет переносного или прямого смысла слова «маленький». Точно так же и со словом «худой», которое в нашем сознании имеет два смысла: прямой смысл – тонкий (тощий) и переносный – плохой («он худой человек, не связывайся с ним»). Почему же в подсознании оба эти смысла сливаются в единое значение?
Если человек худой (в смысле полноты), очень худой – хорошо это или плохо?
Когда люди обычно худеют помимо своей воли? Когда болеют.
«Вы посмотрите, как он сильно похудел за это время», – говорят с сочувствием о человеке, который, допустим, долго болел или у которого были тяжелые переживания («не спит, не ест»).
Это значительно позже придумали диету для снижения веса. А до этого на протяжении тысяч лет в сознании человека закреплялось: худой – значит больной. И сегодня еще у деревенских жителей полнота признается добром, а худоба – «тебя что, не кормят, что ли, в твоей столице?! Или болеешь чем, а?».
Тысячи лет закрепления этой связи и какая-то сотня лет, когда некоторые люди научились сознательно делать себя худыми при полном здоровье. За это время подобная связь закрепилась настолько прочно, что по всем законам образования условно-рефлекторной связи она перешла в подсознание (так формируется любая установка). И закрепилось: худой человек – это, вероятнее всего, худо. Говорят: «Одна кожа да кости» – значит человек, вероятнее всего, болен, у него какая-то хроническая болезнь. А как известно, такие вялотекущие хронические болезни накладывают отпечаток и на психику человека: он становится раздражительным, часто недовольным, нередко злым и т.п. Можете ли Вы представить жизнерадостного человека, которого постоянно донимают боли в желудке (язва)? Представить-то можно, а вот в жизни так бывает редко (спросите у врачей-терапевтов, как «выглядит» такой хроник, и они опишут Вам его практически теми же словами).
Теперь понятно, почему режиссер на роль злого, раздражительного, желчного человека скорее возьмет худого актера, чем полноватого
(если, конечно, он не ставит целью вначале удивить зрителя: «Надо же! И не подумаешь сразу, что он такой!»). Ибо даже не зная законов психологии и медицины, режиссеры хорошо знают установки зрителей, их неосознаваемые установки. Мы не будем делать вывод о том, что худые по телосложению люди – всегда желчные по характеру, а полные люди – всегда добряки. Не всегда. Но чаще это так, ибо если бы не было подобной закономерности, у людей не сформировалась бы в подсознании такая связь, и те же режиссеры не обращали бы на это внимание. Но нет, режиссеры учитывают это, они – тоже психологи (правда, эмпирики, но тем не менее...). А почему бы и Вам, читатель, не взять себе на вооружение физиогномику(а не физиономику)-практику (по современному - психофизиогномику, а не психофизиономику) и не последовать за этим режиссером, т.е. вполне осознанно оценивать, диагностировать то, что раньше Вы видели, может, «чувствовали», но не осознавали.
А если Ваш посетитель (посетительница) – полный, что называется, «пышет здоровьем»? Есть вероятность того, что он тоже будет иногда раздражаться, но меньшая, чем в случае с его антиподом. С полным посетителем (посетительницей)
могут быть другие проблемы – некоторая инертность – не только в движениях-действиях, но и в психической активности, некоторая даже вялость. Могут, но с большей вероятностью, чем с посетителем худого телосложения.
А теперь, на основе представленной информации и аргументации:
Резюме для психодиагностики. Если Ваш собеседник весьма худого телосложения, то, вероятнее всего, он по характеру раздражительный, желчный, злобный, ехидный, настроенный на мир скорее негативно и т.п. Если Ваш собеседник весьма полного телосложения, то, вероятнее всего, он по характеру добродушный, добросердечный, благо душный, таков, про кого говорят «увалень», несколько инертный и т.п. При этом следует учитывать, во-первых, термин «вероятнее» (т.е. чаще, чем «средние»), а во-вторых, что и тот и другой могут быть в равной мере как высокоинтеллектуальными, так и с интеллектом ниже среднего.
Отложите это в свою долговременную память, и тогда чаще не будете промахиваться и не будете в оценке Вашего собеседника оказываться в проигрыше. Только помните – «более вероятно» (не всегда, но чаще), скорее не ошибетесь, скорее так и будет.