Найти тему
Шпионские страсти

Методы работы английских разведчиков и агентов, действовавших в СССР под официальным прикрытием.Часть 2. Поездки и сбор информации

1950-е – начало 1960-х годов

СССР

При разъездах по Советскому Союзу все наиболее важные объекты английские разведчики стремились сфотографировать. Для этого они брали с собой портативную фотоаппаратуру, вмонтированную в одежду, в чемоданы, портфели и другие предметы. Нередко при фотографировании объектов через окна вагонов и автомобилей применяли телеобъективы, дающие возможность делать снимки на расстоянии до семи километров.

В целях зашифровки разведывательного характера своих поездок разведчики, информируя МИД СССР о своем намерении посетить тот или другой район Советского Союза, прибегали к различным уловкам.

Так, например, намереваясь провести разведывательную операцию в ряде районов Сибири, они действительную цель своей поездки в Сибирь в письме в МИД СССР прикрывали желанием ознакомиться с местами, куда царское правительство ссылало В. И. Ленина.

Разъезжая по городам Советского Союза, английские разведчики в отличие от американских более тщательно маскировались, принимали все меры, чтобы усыпить бдительность советских людей, уйти от наружного наблюдения и проникнуть на интересующие их объекты. Но в некоторых случаях они для достижения своей цели действовали нагло, шли даже на риск дипломатического скандала.

Так, в г. Баку трое английских разведчиков бесцеремонно въехали на автомашине на территорию военного порта, откуда немедленно были удалены военным патрулём. Несмотря на это, они в тот же день вновь подошли к ограде территории военного порта и, замаскировавшись, стали наблюдать за портом с помощью бинокля и компаса-буссоли. Разведчики были задержаны. Об их недостойном поведении составлен акт и материалы были пересланы в МИД СССР для направления ноты посольству.

-2

В другом случае два английских военных разведчика были задержаны в расположении войсковой части, дислоцировавшейся в Крыму, в тот момент, когда они, спрятавшись в кустах, вели наблюдение за прохождением танков, делали записи и зарисовки. Помощник военно-воздушного атташе Кук задерживался во время фотографирования судостроительной верфи в Одессе и аэродрома авиационного завода в Москве.

Если раньше английские разведчики из дипломатов при задержании в момент фотографирования ими объектов из автомашины проявляли растерянность и отдавали фотоаппараты и плёнку, то в уже в начале 60-х годов они в подобных случаях пытались нагло отрицать наличие у них фотоаппаратов или сами засвечивали пленку и только после этого передавали её сотрудникам советской контрразведки. Имели место случаи, когда англичане, будучи уличены в фотографировании военных объектов из автомашины, запирались в них, отказывались выходить и давать объяснения. Больше того, в этих случаях они впоследствии заявляли протест в МИД СССР по поводу якобы незаконного нарушения их дипломатического иммунитета.

Английские разведчики считали более удобным вести визуальную разведку и фотографирование при поездках по СССР на автомашинах без советских шоферов. Они полагали, что в этом случае иногда смогут отклониться от маршрута, который был согласован с советскими органами, и попытаться проникнуть в интересующие их районы. По этому вопросу английский военный атташе Девидсон в своем отчёте писал:

1965 James Davidson
1965 James Davidson

«Благодаря использованию двух автомашин нами была достигнута гибкость. Обычно машина с русским шофёром и двумя пассажирами-англичанами шла впереди. За ними следовал «Форд» без русского шофёра, пассажиры которого могли свободно вести наблюдение и фотографировать, закрыв заднее окно пиджаками и другими вещами. Группа всегда была в состоянии разделиться, если это было необходимо».

Следуя поездом, разведчики старались обеспечить себе благоприятные условия для визуального наблюдения. Они стремились получить отдельное купе и принимали все меры к тому, чтобы с ними не оказалось никого из советских людей. Для этого в ответственные поездки одновременно выезжали четыре человека — разведчики и члены их семей.

Часто английские разведчики использовали воздушный транспорт. Основной целью поездок, совершаемых разведчиками на самолётах, являлось наблюдение за советскими военными аэродромами, выявление стартовых площадок для запуска ракет, складов ракетно-ядерного оружия и т. п.

В одном из отчётов о поездке по СССР на самолёте помощник английского военно-воздушного атташе писал: «К сожалению, несмотря на ясную погоду, нам не удалось ничего увидеть, и в частности аэродромы, в особенности крымские, так как, очевидно, экипаж самолёта был хорошо проинструктирован и самолёт обходил стороной все (интересующие нас) аэродромы».

(Источник: Маркелов, Ю. И. Смирнов, А. Н. Могучий, Е. Б. Песков)