Благодаря его фильмам многие теперь знают, что такое "просак" и в чем на самом деле сила. Фразы его персонажей разошлись на цитаты, а ведь он не хотел снимать такое кино, ему были больше интересны триллер о маньяке-милиционере или вольные экранизации произведений классиков мировой литературы. 25 февраля исполнилось бы 65 лет культовому режиссеру Алексею Балабанову.
О том, почему режиссер хотел снимать артхаус, а стал известен благодаря боевику о Багрове, читайте в газете "Жизнь".
Учился на переводчика, стажировался в Великобритании
Родился Алексей Октябринович Балабанов в Свердловске (теперь это Екатеринбург) 25 февраля 1959 года. Мать будущего гения, Инга Александровна, была профессором, директором Свердловского НИИ курортологии и физиотерапии. А отец, Октябрин Сергеевич, трудился главным редактором научно-популярных фильмов Свердловской киностудии.
- Как к таковому к кино отец отношения не имел. Если бы он в свое время поехал главным редактором комсомольского органа Казахстана, то потом бы где‑нибудь в Москве сидел, как его начальник - дядя Юра Мелентье, - вспоминал Балабанов.
В 1976 году Алексей окончил школу с углубленным изучением английского языка, после чего поступил на переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков. О режиссуре тогда речи даже не шло... Он мечтал о другом.
На предпоследнем курсе молодому специалисту выпал шанс пройти языковую стажировку в Великобритании. В 1980-ом он в составе группы студентов поехал в Манчестер, где удивился тому, что преподаватели ведут себя со студентами "на равных": то чай вместе выпьют, то вина.
Скрыл от военкома плохое зрение и пошел в авиацию, а потом снимал короткометражки
В 1981 году Балабанову выдали диплом переводчика, а вместе с ним и повестку. Благодаря специальности у Алексея была возможность попасть в военную авиацию, но плохое зрение будущего режиссера могло стать проблемой. Тогда Балабанов пошел на хитрость - он попросту выучил наизусть проверочную таблицу и рискнул.
Его взяли в армию переводчиком бортовых радиопереговоров. Он служил в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС, летал в страны Африки и Азии, доставляя оружие и боеприпасы, воевал в Афганистане, и этот опыт позднее нашёл отражение в картине "Груз 200".
- Меня сильно все не любили, я всегда контрапунктом таким проходил, знаешь. И кроме того, я еще в Будапеште от самолета отстал, без документов. И еще я письмо написал другу своему, а там анекдот про Брежнева, - говорил Алексей.
После окончания службы Алексей поначалу пытался поступить во ВГИК, но не проучился там и семестра. В итоге вернулся в Свердловск, где устроился на киностудию своего отца ассистентом режиссера. Он помогал снимать фильмы о крупнейших катастрофах XX века, а также учился на режиссерском отделении Высших курсов сценаристов и режиссеров.
Параллельно Балабанов делал фильмы с участниками местного рок-клуба. Так, первой его картиной официально является короткометражка "Раньше было другое время". В фильме показывается, как на фоне концерта группы "Nautilus Pompilius" разворачиваются конфликты между обычными жителями Свердловска.
Лента вызвала огромный интерес среди советских рокеров, которые пытались достать этот фильм для того, чтобы узнать, что там играют музыканты из Свердловска. Сценарий их особо и не интересовал. После режиссер снял еще две короткометражки "Настя и Егор" и "У меня нет друга", посвященные местной рок-сцене.
Переехал в Ленинград и стал делать Кафку фильмом
В 1990 году Балабанов окончил режиссерские курсы и переехал в Ленинград, потому что, по его словам, там можно было снимать кино. Здесь он начал писать сценарий для первой полнометражки "Счастливые дни", вдохновляясь ирландским писателем Сэмюлем.
- Там основа — рассказ "Конец" был, он меня, собственно говоря, и натолкнул. Еще был один рассказ, из которого я взял немного, - вспоминал Балабанов.
Дебют приняли очень тепло: в Москве выдали приз за лучший полнометражный фильм, а иностранцы даже проспонсировали следующий фильм, коим стал "Замок" 1994 года. На этот раз была экранизация одноименного романа Кафки. Только вот режиссеру получившийся фильм никогда не нравился.
- Фильм неудачный. Самый мой неудачный фильм, на мой взгляд. Второй фильм — это эйфория. Второй фильм — не скажу всегда, но обычно у режиссеров не получается, - говорил позднее режиссёр.
Заработал денег на "Брате" и снял фильм о порно-фотостудии
В середине девяностых стало резко не до творчества. Денег на проекты не хватало - приходилось писать сценарии в стол. Тогда и появилась идея рассказать историю о том, как вернувшийся с Чеченской войны Данила Багров (Сергей Бодров) оказывается втянутым в криминальные перипетии "бандитского Петербурга".
- Денег не было снимать интеллектуальные фильмы. А "Брата" мы сняли практически без затрат. В то время уже была очень популярна бульварная литература. Никакой высокой идеи не было вообще, - в свою очередь говорил Балабанов.
Картину удалось снять за 31 день, всего потратили на съемки $10 тысяч. Актеры работали либо бесплатно, либо за еду. Реквизит доставали отовсюду, откуда могли. Некоторые снимались в своей повседневной одежде, но результат стоил того. "Брат" взорвал российский прокат, а образ Багрова стал, пожалуй, всенародным мемом.
Однако Балабанов даже после такого хита не переставал изменять себе, следующий его фильм - "Про уродов и людей" - оказался ближе к арт-хаусу. История про дореволюционную порно-фотостудию, развращающую интеллигентную семью, оказалась довольно дерзкой и смелой для российского кинематографа, а потом было продолжение истории Данилы Багрова.
- "Брат 2" — дорогое кино и попсовое. Оно чуть‑чуть дольше получилось, чем планировалось, но народу очень нравится, больше чем первый фильм, - так характеризовал свою картину режиссер.
Продолжение нашумевшего "Брата" было сделано по принципу: тех же щей, но погуще лей. Еще больше музыки (и не только рок, но и попса), еще больше экшена, да и место действия перенесли из постсоветских декораций прямо в Соединенные Штаты. Ну и еще больше запоминающихся цитат, что произносят герои фильма. Например, тот самый знаменитый монолог, начинающийся с вопроса: "В чем сила, брат?"
На волне успеха Балабанов решает снять своего "неполиткорректного кавказского пленника". Им оказался фильм "Война", рассказывающей о том, как сержант Иван Ермаков попадает плен к чеченскому полевому командиру. Тот его отпускает, наказывая не возвращаться назад, но он ослушивается наказа чеченца и возвращается назад спасать других кавказских пленников.
Съемки проходили в натуральных декорациях - на Кавказе, где гремела Вторая чеченская. Поэтому съемочная группа рисковала и чуть не угодила в межэтнический скандал, когда во время съемок случайно подожгли древнее балкарское кладбище. Конфликт тогда удалось достаточно быстро уладить.
"Жмурки" и постепенный уход в "чернуху"
В 2005 году Балабанова вновь заявил о себе! На этот раз он снял фильм не по своему сценарию - его написал в основном Стас Мохначев. Получились "Жмурки", которые зрители и критики совсем не поняли. Дело в том, что все ждали что-то вроде "Брата", ведь для широкой публики Балабанов - автор этой дилогии, а не каких-то других фильмов. А в итоге они получили деконструкцию образа "девяностых", диалоги о том, что такое "просак" и гротеск.
- Плохо, что не поняли люди, что это комедия. У нас нет такой традиции. Я смотрел с народом, народ хохочет в зале, а потом выходит в каком‑то недоумении. Все пришли смотреть третьего "Брата", как я понял потом, - говорил режиссёр.
Позднее Балабанов снял мелодраму "Мне не больно" с Ренатой Литвиновой, но она осталась незамеченной. Чего не скажешь о другом фильме, который оказался одним из самых "чернушных" в российском кинематографе. Речь идет о "Грузе 200".
Коротко о сюжете... Осень 1984 года. Местный капитан полиции Журов (Алексей Полуян) похищает и насилует Анжелику (Агния Кузнецова), дочь секретаря райкома КПСС, во время одной из пьянок. Он ее заковывает в наручники и всячески издевается над ней: приносит гроб с трупом ее жениха-десантника, заставляет бомжа-алкоголику насиловать ее.
"Что будет следующим, снафф?" - возмутился французский кинокритик Жоэль Шапрон. Позднее он, кстати, забраковал показ "Груза 200" на Каннском кинофестивале, чем вызвал недовольство Балабанова.
Многие подхватили гнев Шапрона, считая картину верхом безвкусицы. Прокат долгое время откладывали, а на Полуяна после выхода картины в релиз чуть не напали прохожие, чтобы учинить самосуд.
На этот раз Балабанов заявлял, что ничего не брал из книг, а о происходивших событиях он так или иначе слышал во времена своей советской молодости. Но оказалось, похожий сюжет был в романе американца Уильяма Фолкнера "Святилище".
Снимал до последнего
После выхода обыкновенной мелодрамы и "чернушного" фильма от Балабанова публика уже не ожидала каких-то громких прорывов. Однако спустя шесть лет после смерти Сергея Бодрова-младшего, которую Балабанов пережил с трудом, он вернулся к сценарию артиста, который тот написал еще до съемок "Сестер". Это была адаптация рассказа Булгакова "Морфий" из цикла "Записки юного врача".
Фильм, вышедший в 2008 году, рассказывает о земском докторе, который сам того не замечает, как подсаживается на морфий и в итоге полностью отдается в объятия своей наркомании. Через два года вышел фильм "Кочегар" - лента про бандитские разборки, в которые оказался втянутым кочегар Якут, параллельно переписывающий по памяти рассказ Серошевского "Хайлах".
Последним же фильмом Балабанова стал фильм "Я тоже хочу" 2012 года, который напичкан аллюзиями на "Пикник на обочине" Стругацких и на "Сталкер" Тарковского. При этом Балабанова можно было увидеть и в кадре. Он в своем собственном фильме играет режиссера, который внезапно умирает.
Спустя год, 18 мая 2013 года, Балабанова не стало... Он умер от острой сердечной недостаточности, успев перед смертью написать сценарий к фильму "Мой брат умер", который так и не сняли, но в Театре Наций был поставлен спектакль.
У каждого режиссера должно быть две жены
Личная жизнь Алексея Балабанова, как и его творческая, была необычной. С первой супругой, Ириной, мастер познакомился еще в конце 1980-ых, а в 1990-ом у них появился сын Федор. Казалось, свою ячейку общества он создал, можно полностью погрузиться в работу, но уже спустя год режиссер встретил другую - художницу по костюмам Надежду Васильеву. Они познакомились во время премьеры "Счастливых дней", после чего он пригласил ее работать над "Замком", где в одни из первых съемочных дней окончательно влюбился и позвал замуж.
- На второй день он сказал или в первый же, что "я женюсь", и в общем, у каждого режиссера должно быть две жены: "Одна у меня уже была, сейчас будет вторая, - вспоминала позднее Васильева.
Кстати, именно благодаря второй жене у Данилы Багрова и появился тот самый вязаный свитер, который удачно попал в образ персонажа. Она его купила на барахолке за 40 рублей.
- Сначала Леша сомневался и говорил, что он больно какой‑то такой — артистически красивый. Думал, свитер будет сразу выдавать, что Данила герой. А я говорю: "Давай его испортим болоньевой курткой". И когда одели болоньевую куртку, страшненькую, синюю, Леша говорит: "Во. Вот так вот", - вспоминала вдова.
В 1995 году у Алексея Балабанова и Надежды Васильевой родился сын, которого назвали Петром. Известно, что он пошел по стопам своей матери - работал декоратором и ассистентом художника, однако одну роль в кино он всё-таки сыграл: его можно увидеть в последнем фильме отца "Я тоже хочу" в образе подростка, предсказавшего судьбу персонажей картины.
Автор: Олег Богомолов