Один человек, которого я раньше считал умным, сказал мне как-то: «Не бывает друзей. Бывает семья». Это позже я узнал, что тот дядька много раз разочаровывался в товарищах, но семья у него была действительно крепкой. С людьми он общался с большой неохотой. А вот будь у него гораздо больше знакомых, чем три с половиной человека, знал бы: дружба не просто есть, она случается между мужчиной и женщиной. Мне повезло больше, я с такой счастливой общественной ячейкой познакомился буквально на днях.
Живет в Тарумовском районе чета Жуковых. По сути обычная семья: муж, жена, двое детишек – девочка и мальчик. Обычная, если бы не сложности, с которыми молодым людям пришлось столкнуться в жизни. И именно то, что они с ними справились вместе, еще больше скрепило их брак настоящей любовью и узами крепкой дружбы.
Павел и Снежана. Оба представители терского казачества. Познакомились еще студентами, в 2007 году, когда он учился в Кизлярском филиале Дагестанского государственного университета, она – в филиале Южного федерального университета. Знакомые в перспективу дальнейших развитий отношений между ними верили едва: уж слишком разные характеры. Паша – эмоциональный, не сильно словоохотливый, словом, настоящий казак. Снежана – веселая, открытая, из тех, при знакомстве с которыми всегда думаешь, что знал человека триста лет.
Он родился и вырос в тарумовской Калиновке. Она из Александрии Кизлярского района. Защитили дипломные работы, в 2009 году поженились. А с трудоустройством были сложности в тот период, и глава семьи подался на заработки в центральную часть России.
[gallery link="none" columns="2" size="full" ids="498071"]
– Паша отслужил в армии, вернулся. Он такой человек, который вдали от родной земли долго находиться не может. Для него дом – это его мама, папа, бабушка с дедушкой, родные поля, охота, рыбалка, – улыбаясь, рассказывает Снежана. – Я другая: меня куда ни привези, везде мне хорошо, главное, чтобы муж, дети были рядом. Когда он вернулся из армии, я работала в тарумовской школе, а он устроился в районную администрацию. После двух декретных отпусков я вышла на работу социальным педагогом. Сложно было: зарплата невысокая, да и в эмоциональном плане нелегко. Попросила Пашу найти мне другую работу. Нашел. В той же администрации.
Семья росла, финансовые потребности – тоже. Павел ушел в академический отпуск, обзавелся грузовиком, два года возил овощи в Курск. И тут начались проблемы со здоровьем. В районной больнице толком и определить не могли, что происходит с молодым человеком, посоветовали проконсультироваться в Махачкале. Попали к грамотному гепатохирургу, но и тот при всей своей квалификации не советовал оставаться в Дагестане, а убедил пройти полную диагностику в Москве. Столичные специалисты выявили у Паши крайне редкое заболевание крови.
– Даже опытные врачи не давали никакой надежды, разводили руками, – вспоминает Снежана. – При этом болезнь протекала практически бессимптомно. Образовались тромбы в портальной вене, и всё отразилось на внутренних органах. Доктора стали спорить по поводу лечения, и в итоге мы уехали практически ни с чем. Снова домашняя больница, потом Ставрополь, и опять Москва…
Операция была необходима, только стоила она безумных денег, семья ими не располагала, даже с учетом помощи близких не потянула бы такие расходы. Московские врачи приукрашивать перспективы не стали: шансов практически ноль. А в тот период как раз стала зверствовать пандемия коронавируса. Столичные медики не рекомендовали Паше с супругой выезжать: подхваченный вирус мог лишить и остающейся надежды на исцеление. В итоге домашнее лечение продлилось целых два страшных года. Каждый день Снежана молила Господа, чтобы не забирал ее любимого человека.
Но Павел – кремень. Несмотря на тяжелое состояние, жесточайшую диету, которая еле поддерживала физически, упорно боролся с болезнью. Он по жизни борец, упертый, говорит супруга. Ее мольбы и его внутренняя сила, убеждены Жуковы, подарили новую жизнь отцу двоих малышей.
И пусть говорят, что всякая семья счастлива по-своему. У Жуковых нет никаких секретов, они не искали особых рецептов. Просто в их доме живет Любовь
– Я в первый момент чуть было не сдалась. Просто в ступор вошла. А Паша за меня стал переживать. Потом взяла себя в руки, выпрямилась. Если бы не его энергия, даже не знаю, как бы со всем справились, – рассказывает девушка.
– Это она скромничает, – вступается супруг. – Жена, дети – это твоя опора. Многие вещи не можешь себе позволить, тем более оставить их – какой бы ни была причина, даже тяжелая болезнь. Бороться надо до конца, а без поддержки близких твоя сила бессильна. Конечно, врачи помогли, правильно провели лечение. Но дух крепнет, когда близкие помогают его поддерживать.
Паша до последнего «дальнобойничал», хотя родные просили бросить тяжелое во всех отношениях занятие. А он всё сопротивлялся – тот самый дух не позволял сдаваться. Пока «физика» не приказала одуматься. Кормильца – КАМАЗ – пришлось продать. На государственную службу после вольных дорог возвращаться не хотел ни в какую, хотя звали в администрацию настойчиво. И все-таки уговорили, стал работать начальником отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. А Снежана снова ушла в педагогику, теперь она заместитель директора калиновской школы по воспитательной части.
Их дом не знает случаев, чтобы его обитатели повышали друг на друга голос. Ссоры – только в телевизионных сериалах. Другое дело – ревность. У Паши она поначалу просто зашкаливала, смеется супруга. «К столбу мог ревновать», – признаётся он. Всё изменилось, когда стали вместе работать в администрации: понял, поводов нет и быть не может.
Десять лет после того, как поженились, жили вместе с родителями Павла. Когда он уехал в армию, соседи-цахурцы удивлялись молодой жене: чего, мол, к своим родителям не поедешь жить? «Совсем их не понимала: я замужем, его мама с папой теперь и мои родители, да и дожидаться Пашу хотелось рядом с ними. Такая вот я настоящая дагестанская невестка», – улыбается Снежана.
Их родные – местные, из Калиновки, только бабушка Паши с Украины. С мамой ей пришлось бежать от войны в 1940-е. У обоих в семьях по трое детей: у Пашиных родителей 3 сына, Снежана воспитывалась вместе с двумя старшими братьями. Собственные детишки активно занимаются творчеством и спортом.
Молодые Жуковы – участники открытия Года семьи в Дагестане, прошедшего на минувшей неделе в Махачкале. Дети были очень впечатлены концертной программой. А попали они на мероприятие не просто так – победители республиканского этапа конкурса «Молодая семья года» как-никак.
Но самая главная их победа – не та, за которую награждают на сцене. Это тихое семейное счастье и жизнь, которую Павлу удалось отстоять благодаря верной и заботливой жене. А еще – успехи детей, маленькие и большие. И пусть говорят, что всякая семья счастлива по-своему. У Жуковых нет никаких секретов, они не искали особых рецептов. Просто в их доме живет Любовь, о чем громогласно заявляет картинка, висящая на их кухне. Это своего рода семейный герб. Да и руководство к действию для очень и очень многочисленных гостей.