Элизабет Роузмонд Тейлор (27 февраля 1932 — 23 марта 2011) — легендарная американская актриса кино, театра, общественный деятель, филантроп. Она была одной из самых популярных звёзд классического голливудского кино 1950-х годов, в 1960-ых стала самой высокооплачиваемой кинозвездой. Элизабет Тейлор до конца своей жизни оставалась авторитетным общественным деятелем. В 1999 году Американский институт киноискусства поставил Элизабет Тейлор на седьмое место в списке величайших женщин-легенд экрана.
Элизабет Роузмонд Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Хитвуде, в пригороде Хэмпстед-Гарден, на северо-западе Лондона, Англия. Она получила двойное британско-американское гражданство при рождении, так как её родители, арт-дилер Фрэнсис Ленн Тейлор и театральная актриса Сара Сотерн, были гражданами Соединенных Штатов. В 1929 году они переехали в Лондон и открыли художественную галерею на Бонд-стрит. В том же году родился их первый ребёнок, сын по имени Говард. В круг общения родителей Тейлор входили известные европейские художники Огастес Джон и Лора Найт, а также политики, такие как полковник Виктор Казалет. Казалет был неофициальным крёстным отцом Тейлор. В начале 1939 года Тейлоры решили вернуться в Соединенные Штаты из-за страха перед надвигающейся войной в Европе. Посол Соединенных Штатов Джозеф Кеннеди связался с её отцом, убеждая его вернуться в США со своей семьёй. Семейство Тейлоров обосновалось в Калифорнии: вначале в Лос-Анжелесе, а затем переехали в Беверли-Хиллз. В Лос-Анджелесе они открыли новую художественную галерею.
Уже в детстве окружающие обращали внимание на незаурядную внешность Элизабет Тейлор: большие синие с фиалковым отливом глаза, окаймлённые двойным рядом ресниц (редкая генетическая мутация). В Калифорнии матери Тейлор часто говорили, что её дочь обязательно должна пройти прослушивание в кино. Сара изначально была против того, чтобы Тейлор снималась в фильмах, но после того, как начало войны в Европе сделало возвращение туда маловероятным, она начала рассматривать киноиндустрию как способ найти своё место в американском обществе. Галерея Фрэнсиса Тейлора в Беверли-Хиллз быстро стала модным местом, где часто бывали влиятельные менеджеры из киноиндустрии. Благодаря их рекомендациям, Элизабет Тейлор в 1941 году прослушивается для Universal Pictures и Metro-Goldwyn-Mayer. Обе студии предложили Тейлор контракты, и Сара Тейлор решила принять предложение Universal. И уже в апреле 1941 года Элизабет получила небольшую роль в фильме «Каждую минуту рождается человек» (1942). Эта комедия встретила прохладный приём как у американского зрителя, так и у критиков. Новых предложений для Элизабет у студии не было, и её контракт был расторгнут через год. Кастинг-директор Universal объяснила свою неприязнь к Тейлор заявив, что «у ребёнка нет данных... К тому же, у неё слишком старые глаза, не детское лицо». Биограф актрисы Александр Уокер согласен с тем, что Тейлор выглядела иначе, чем эталонные дети-звёзды той эпохи, такие как Ширли Темпл и Джуди Гарленд. Позже Тейлор предположила, что «я, по-видимому, пугала взрослых своей абсолютно недетской прямолинейностью».
Тейлор получила ещё одну возможность в конце 1942 года, когда знакомый её отца, продюсер MGM Сэмюэл Маркс, устроил ей прослушивание на второстепенную роль в фильме «Лесси, вернись домой» (1943), для которого требовалась актриса-ребёнок с английским акцентом. После пробного контракта на три месяца, в январе 1943 года она получила стандартный семилетний контракт. После Лесси она появилась во второстепенных ролях в двух других фильмах, действие которых происходит в Англии: «Джейн Эйр» (1943) и «Белые скалы Дувра» (1944).
1950-х годы стали переломными в карьере Тейлор. Критики отмечали её раскрывшийся актёрский талант в комедии «Отец невесты» (1950), она получила признание за свою игру в драме «Место под солнцем» (1951). Элизабет снялась в историческом приключенческом эпическом фильме «Айвенго» (1952) с Робертом Тейлором и Джоан Фонтейн. Лента «Гигант» (1956) стала культовой, а за роль во «Внезапно, прошлым летом» (1959) Тейлор получила «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. «Баттерфилд, 8» (1960), её последней фильм для MGM, принёс Элизабет премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Несмотря на то, что Тейлор была одной из самых прибыльных звезд MGM, она хотела порвать со студией ещё в начале 1950-х годов. Её возмущали тотальный контроль MGM над личной жизнью и навязыванием ролей, которые Тейлор не нравились.
На 1960-ые годы пришёлся пик карьеры Элизабет Тейлор. Она стала самой высокооплачиваемой мировой звездой, получив в качестве гонорара миллион долларов за роль Клеопатры в одноимённом историческом фильме. Мировое признание получила её игра в фильмах «Укрощение строптивой» (1967) и «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966). Роль Марты кинокритики назвали лучшей работой актрисы за всю её карьеру: Тейлор получила свою вторую премию «Оскар», окончательно утвердившись в статусе мировой кинозвезды.
Актёрская карьера Тейлор начала идти на спад в конце 1960-х годов, хотя она продолжала сниматься в фильмах до середины 1970-х годов, после чего сосредоточилась на поддержке карьеры своего шестого мужа, сенатора США Джона Уорнера. В 1980-х годах она сыграла свои первые значительные роли на театральной сцене, приняла участие в нескольких телевизионных фильмах и сериалах. Она стала второй знаменитостью, после Софи Лорен, запустившей парфюмерный бренд. Тейлор была одной из первых знаменитостей, принявших активное участие в компании по борьбе с ВИЧ/СПИДом. В 1985 году она стала соучредителем Американского фонда исследований СПИДа, а в 1991 году — Фонда Элизабет Тейлор по борьбе со СПИДом. С начала 1990-х годов и до самой смерти она посвятила своё время филантропии, за что получила несколько наград, в том числе Президентскую гражданскую медаль.
На протяжении всей карьеры личная жизнь Тейлор была предметом постоянного внимания СМИ. Она была замужем восемь раз за семью мужчинами, приняла иудаизм, перенесла несколько серьёзных операций и вела роскошный образ жизни, собрала одну из самых дорогих частных коллекций ювелирных изделий в мире. Элизабет Тейлор умерла от сердечной недостаточности в 2011 году в возрасте 79 лет. Похоронена на калифорнийском кладбище Форест-Лаун, известном как место упокоения многих голливудских звёзд, рядом с Майклом Джексоном, Кларком Гейблом и Уолтом Диснеем.