Найти в Дзене
Смотрим Кино

Как «Американское чтиво» высмеивает современную повестку

Оглавление
Писатель Телониус Эллисон (Джеффри Райт) перекладывает свои книги с полки "Афроамериканские авторы"
Писатель Телониус Эллисон (Джеффри Райт) перекладывает свои книги с полки "Афроамериканские авторы"

Фильм о чернокожем писателе и преподавателе литературы Телониусе Эллисоне, которого из-за разногласий в методах обучения руководство университета отправляет в вынужденный отпуск.
Спустя долгое время он возвращается домой и обнаруживает, что в семье не все благополучно. Брат развелся и начал вести распутную жизнь, сестра тоже в разводе и осталась без денег, а у матери начались странные симптомы, похожие на развивающийся Альцгеймер.

Телониус обсуждает с сестрой и матерью свои карьерные перспективы
Телониус обсуждает с сестрой и матерью свои карьерные перспективы

Череда событий ставит героя в сложную жизненную ситуацию: ему нужно в одиночку оплачивать уход за матерью. Но у него нет работы, а последний роман, изданный много лет назад, непопулярен и не приносит денег.
Тогда он решает написать книгу в угоду запросам публики и высмеивающую современную повестку.

Афро-американская писательница Синтара Голден со своим успешным дебютным романом "Наша житуха в гетто", написанном на сленге чернокожих районов, открывает герою глаза на вкусы и ожидания публики
Афро-американская писательница Синтара Голден со своим успешным дебютным романом "Наша житуха в гетто", написанном на сленге чернокожих районов, открывает герою глаза на вкусы и ожидания публики

Неожиданно его произведением заинтересовываются издательства и кинопродюсеры.

О чем на самом деле кино

Эта история о человеке, который не вписывается в современные требования индустрии, пишет слишком сложно и занудно. Его книги не читают.

- Привет, вы кто такие и что здесь делаете?
- Привет, мы друзья Клиффа. А ты Монк?
- Как ты это понял?
- Он сказал, что ты говоришь и выглядишь как зануда.

Монк, как называют его родные, не чувствует чего ждет публика и поэтому проигрывает в конкурентной борьбе за внимание читателя. Но даже когда он понимает, что нужно, чтобы стать успешным, он не может этого принять.
Автора гложет чувство вины и неприятие самого себя за отказ от принципов.

Литературный агент Монка проводит аналогию писателя и производителя виски. Johnnie Walker делает дешевый и популярный Red Label, качественный Black Label и лучший, но самый дорогой Blue Label. Писатель, по мнению агента, тоже может творить в разных "категориях" литературы, не теряя свой уровень.
Литературный агент Монка проводит аналогию писателя и производителя виски. Johnnie Walker делает дешевый и популярный Red Label, качественный Black Label и лучший, но самый дорогой Blue Label. Писатель, по мнению агента, тоже может творить в разных "категориях" литературы, не теряя свой уровень.

Это кино - сатира на современную повестку о том, что нужно уважать всех и слышать голос угнетенных и отверженных. А главный герой наш проводник в этом мире притворства, который показывает, что нельзя грести всех одной гребенкой и воспринимать все шаблонно. Иначе получается, что все чернокожее население Америки — необразованные люди, разговаривающие на эбониксе (сленг афро-американского населения), вынужденные выживать в гетто и заниматься преступностью. Но ведь это не так.

Какая развязка ждет героя


К сожалению, в этом случае один в поле не воин. И у Монка не получается донести до людей вокруг всю абсурдность, а его шутка с книгой заходит так далеко, как он и подумать не мог.

Монк удручен тем, что даже литературное жюри оценивает его сатирическое произведение как шедевр
Монк удручен тем, что даже литературное жюри оценивает его сатирическое произведение как шедевр

Постановка конфликта и его развитие мне показалось сильно похожим на фильм "Не смотри наверх", где герой ДиКаприо также становится участником всеобъемлющего абсурда и чем больше пытается что-то объяснить, тем больше окружающие убеждаются в своей точке зрения.
Это, конечно, актуальная ситуация и для России — отдельно взятой личности тяжело бороться с системой убеждений, сметающей на своем пути все инакомыслия как цунами.

На Оскар 2024 фильм претендует на победу в 5 номинациях:
- Лучший фильм
- Лучшая мужская роль (Джеффри Райт)
- Лучшая мужская роль второго плана (Стерлинг К. Браун)
- Лучший адаптированный сценарий
- Лучший саундтрек

#оскар2024