В 2024 году исполняется 90 лет со дня образования авиапредприятия в городе Енисейске. Предлагаем вам освежить свои знания и вспомнить историю этого предприятия, ведь после 1934 года в нашей стране произошли кардинальные изменения.
Начало XX века в России выделяется своими техническими открытиями, которые изменили организацию транспортного движения в стране. В 1934 году началась история развития авиапредприятия в Енисейске, имевшего огромное значение для города, ведь авиасообщение с соседними городами играло важную роль в ускорении темпов развития Сибири.
Причиной формирования авиаотряда в Енисейском районе стали особенности местности. Здесь простирались огромные просторы бездорожья в радиусе сотен километров. В таких условиях использование авиации становилось важным и неотъемлемым средством связи и транспортировки не только людей, но и грузов.
Изначально это была база гидросамолётов Г-1, Г-2, Ш-2, «Каталина» и «Дорнье Валь», которые взлетали и садились в акватории реки Енисей. В то время Енисейское авиапредприятие входило в состав Красноярского авиаотряда Красноярского территориального Главного управления морского пути и представляло собой небольшое авиазвено, включающее в себя несколько воздушных судов с экипажами.
В 1935 году, вместе с появлением сухопутных воздушных судов Р-5 и По-2 в Енисейске, авиазвено преобразовалось в полноценный летный отряд. В 1939–1940 годах были сформированы два авиазвена с самолетами ПО-2, которые стали частью Енисейского авиаотряда. Одно авиазвено базировалось в поселке Северо-Енисейском, а другое – в селе Ярцево. Это расширило возможности авиации и повысило ее оперативность в обслуживании района.
В начале 1950-х годов в Енисейском районе появились новые самолеты АН-2 и ЯК-12. Данные самолеты были одними из самых популярных в нашей стране благодаря своей вместимости и возможности выполнять различные задачи, включая транспортировку грузов и пассажиров, лесопатрулирование и т.д.
Авиапредприятие росло и развивалось. Появлялись новые типы самолётов и вертолётов, непрерывно росла численность специалистов, обслуживающих и эксплуатирующих авиационную технику. Была построена новая взлётно-посадочная полоса, позволяющая принимать практически все виды авиатехники нашей страны. Долгое время аэропорт был одним из самых крупных в крае и считался запасным для Красноярска. Осуществлялись регулярные пассажирские рейсы в Красноярск, Омск, Норильск, Архангельск, Москву. Перевозили партии геологов, геофизиков и буровиков на приангарские месторождения. В подчинении авиаотряда были все северные аэропорты края до Подкаменной Тунгуски: Северо-Енисейск, Пировское, Мотыгино, Казачинское. Енисейские пилоты выполняли и специальные рейсы на космодром «Байконур», доставляя ракетные компоненты.
Затем наступили печально известные 90-е годы. По всей стране останавливалась деятельность предприятий и производств. Под напором перестройки авиация тоже не смогла устоять. Перестали действовать линии авиационного сообщения. Авиапарк предприятия распродавался другим портам. Уровень высококвалифицированных специалистов снизился, поскольку они были вынуждены временно менять профиль деятельности. Изменился и статус аэропорта: он стал посадочной площадкой.
Долгое время взлётно-посадочная полоса практически пустовала. Однако в 2019 году Енисейский аэропорт становится частью федерального предприятия «Аэропорты Красноярья», а значит, появляется надежда на перемены.
На сегодняшний день в Енисейском аэропорту была проделана колоссальная работа для его восстановления: закуплена спецтехника, возведён большой блок-модульный гараж, построен аэровокзал. Но особо важным достижением является возвращение посадочной площадке статуса аэропорта, что подтверждается сертификатом на аэродром, сертификатами по службе авиационно-транспортной безопасности и на аварийно-спасательное обеспечение.
Следующий шаг в развитии енисейского предприятия – использование аэродрома совместно с военными. Распоряжением Правительства Российской Федерации Енисейск включён в государственный реестр как аэродром совместного базирования с Минобороны.
В настоящее время в аэропорту базируется пять авиакомпаний, основной род деятельности которых – лесоохрана и санавиация, но в будущем планируется использовать аэропорт и для туристических пассажироперевозок, а внутри аэровокзала уже разместилась музейная выставка.