У кандидатов в президенты есть не только рейтинг, но и антирейтинг. Нужно понимать, что антирейтинг — важный показатель. Например, у Ксении Собчак на прошлых выборах президента антирейтинг был практически 90%. Что это означает? Это означает, что практически 90% россиян точно бы не проголосовали за неё. А в итоге за неё проголосовало не так много человек — 1% избирателей.
Кандидаты в президенты
Николай Платошкин считает, что на выборах в 2024 году такие кандидаты, которые гарантируют, что никакой интриги не будет. В этом плане можно сказать однозначно, что «оппозиционные» кандидаты на этих выборах самые слабые за всю историю выборов в постсоветской России.
А почему кандидатов сложно назвать оппозиционными в подлинном смысле слова? Почти все они открыто поддерживают нынешнего президента. Ну и понятно, что лица, которые выступают за президента, уже не воспринимаются как оппоненты.
Это основная причина, почему этих кандидатов не особенно часто обсуждают. И единственная интрига на выборах, которая возможна, — это то, кто займет второе место. Хотя на деле это неважно, ведь это ничего не дает на выборах президента.
Антирейтинг
Николай Платошкин отметил, что опросы показывают, что россиянам не особенно и интересны кандидаты в президенты, кроме нынешнего президента. На данный момент у каждого «оппозиционного» кандидата рейтинг ниже 5%.
А какой антирейтинг? У нынешнего президента — 13%, у Леонида Слуцкого — 30%, у Николая Харитонова — 33%, а у Владислава Даванкова — 38%. Тут интересно что? Интересно то, что есть 13%, которые бы не стали голосовать за нынешнего президента.
Теоретически на выборах мог бы появиться оппозиционный кандидат, за которого бы как раз могли проголосовать эти 13%. Но этого просто нет, и поэтому, возможно, в основном эти люди просто не будут голосовать ни за кого.
Антирейтинг, как можно понять, связан в основном с узнаваемостью кандидатов. Антирейтинг Даванкова выше, чем у остальных кандидатов, именно потому, что он не особенно известен россиян, как и партия, которая его выдвинула («Новые люди»).
Точка зрения Николая Платошкина
По мнению Николая Платошкина, все опросы, рейтинги и антирейтинги просто показывают, что выборы не являются конкурентными: есть основной кандидат власти, а его «оппоненты» — технические кандидаты, которые не собираются бороться за первое место.
Один из этих кандидатов — Леонид Слуцкий — даже признал, что не рассчитывает на первое место. А участвует в выборах только по той причине, что Владимир Жириновский призывал участвовать во всех выборах.
На деле такие выборы уже напоминают то, что происходит во многих постсоветских странах. Вот, например, можно вспомнить о выборах в Казахстане или Азербайджане. Там уже давно такое происходит: есть основной кандидат, за которого проголосует более 70% избирателей, а есть технические кандидаты, у которых в лучшем случае будет 2-3%.
Можно ли этот опыт назвать позитивным? Конечно нет. Потому что это гарантия, что не будет сменяемости власти, обновления власти. В политическом плане это приводит к застою, ведь объективно, если не приходится бороться за власть, если власть «до конца», то начинается в политическом плане деградация.
И часто все это заканчивается не очень хорошо, потому что преемники, которые не добивались победы в реальной борьбе, далеко не всегда могут всерьёз и надолго удержать власть.
Всегда лучше, как считает Николай Платошкин, когда есть сменяемость власти, реальная демократия; когда власть обновляется. То есть все-таки должны быть установлены рамки, что нельзя избираться на должность (не только должность президента, но и на должность главы правительства, главы города, области и т.д.) более двух раз, и без «подряд».