Как проводники пригородного поезда спасли человеку жизнь
Было это давненько, а помнится, как сейчас... 17 марта 2015 года в пригородном поезде №6612 после отправления со станции Оловянная к Анне Зубиной, оформлявшей билеты, подбежала взволнованная пассажирка: «Женщина во втором купе не подаёт признаков жизни!»
«Думать было некогда...»
– Всё побросали, бегом туда, а она не дышит, не шелохнётся! – вспоминали Анна Зубина (на фото – справа) и её коллега Светлана Машукова, когда нас с Семёном срочно отправили в командировку - героинь (материала) искать.
– Пульс не прощупывался. Уложили на сиденье набок, сняли верхнюю одежду, чтобы облегчить дыхание. Проверили, не запал ли язык. Стали обмахивать лицо влажным полотенцем. В это время пассажиры дозвонились до «скорой». Потихоньку-потихоньку женщина пришла в сознание, выровнялось дыхание. В Ясногорске мы передали её врачам – довели до машины: ей ещё трудно было передвигаться самостоятельно...
За добросовестное выполнение должностных обязанностей тогдашний гендиректор «Забайкальской пригородной пассажирской компании» Николай Гаджала поощрил проводников разовой премией и почётными грамотами. А нечаянные спасители беспокоились, помню, за свою подопечную:
– Ездила она часто – миниатюрная, скромная. Почти ни с кем не общалась. С той поры не встречали ни разу. Как она там, обошлось ли всё?
Обошлось. В Ясногорской больнице, куда молодую женщину доставили на «скорой», нас заверили, что к вечеру того дня Елена Ланданди уже могла отправиться домой, в Безречную.
А если бы не было пригородного? В автобусе люди смотрят в затылок друг другу – никто и не заметил бы, что что-то не так. А если бы проводники растерялись, не отреагировали быстро и грамотно?..
Слово – врачу
– Проводники в данном случае оказали неоценимую помощь больному человеку – освободили дыхательные пути, обеспечив адекватную вентиляцию лёгких: при нарушении дыхательной функции (частой при эпилептических ударах) вслед за гипоксией наступает апноэ (прекращение дыхательных движений) и – остановка сердца, – пояснил анестезиолог-реаниматолог, врач высшей категории и тоже железнодорожник Константин Карташов. – Счастье, что женщина в момент приступа сидела в вагоне, а не стояла, например, на перроне перед проходящим поездом: тонико-клонические судороги возникают внезапно, и человек, потеряв сознание, может сильно травмироваться, захлебнуться рвотными массами или бронхиальным секретом – к сожалению, часто именно это приводит к летальным исходам.
«Массаж сердца делают так...»
Оказать доврачебную помощь пассажиру железнодорожники могут не только в силу человеколюбия – в программу занятий по технике безопасности входит оказание первой медицинской помощи. Вот, на фото, плакаты с подробным описанием, что предпринять, если вдруг...
Для большинства полученные знания остаются заученной теорией. За 26 лет работы проводником технику по контролю участков Анне Казаковой ни разу не пришлось применить их на практике. Да и во всей команде Борзинского участка ЗППК (19 человек) на тот момент – никому, кроме Машуковой и Зубиной.
Ещё они рассказывали нам, что в коллективе тёплая дружеская атмосфера. Между собой делят беды и радости, делятся рецептами и увлечениями – вяжут, плетут из бисера, угощают друг дружку домашними пирогами.
Интересными оказались и личные истории...
Светлана Машукова на железной дороге с 1993 года. До того была секретарём в школе, потом работала в весовой мастерской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций. В начале нулевых в дистанции прокатилась волна сокращений – ушла в проводники. От весов – к пассажирам. Последние от этого только выиграли. А она?
– Мне очень нравится, – признавалась Светлана Курамагомедовна, трижды мама, четырежды бабушка (в 2015 году). Отец, по национальности дагестанец, служил в Забайкалье, влюбился в чистокровную гуранку и остался здесь навсегда.
Борзинцы перекраивают необычное отчество на удобный манер – кто «Сергеевной» называет, кто «Михайловной». На это доброжелательная женщина только улыбается.
Наверняка, как все мы, может и рассердиться, нахмуриться. Но доброе отношение к людям безошибочно угадывалось в ней с первых же минут.
– Они обе такие, – подтвердила догадку Анна Казакова. – Пассажиры выходят – Анна выскочит из вагона – старушке руку подать, сумки снять, ребёнка на руки примет... Всегда доброго пути пожелают, осведомятся: «Завтра-то с нами? Конечно, давайте на пригородном – это куда безопаснее автобусов и такси». И – знаете? – пассажир выбирает поезд в том числе из-за них.
Анне Николаевне сам бог велел работать с людьми: настолько тактичная, приятная в общении. Кажется: доверься ей – всё поймёт. По первой профессии Анна – социальный педагог. И до того, как в 2010-м надела голубую форму, пять лет проработала в детском саду. Специальность близкая к психологии – найти общий язык, сгладить конфликты, успокоить, подбодрить детей и родителей. А они, ох! разные бывают. Как, впрочем, и пассажиры...
– Они у нас замечательные! – отзывались о них проводники. Чуть не каждого знают в лицо, каждое утро встречают, как давних друзей: «Как дела? Как здоровье? Всё ли в порядке?»
Пассажиры с удовольствием вернулись в пригородные, когда те, по распоряжению президента страны в 2014-м, снова стали курсировать по краю. Тариф снизили. Надолго ли? - переживали тогда. Мало кому по карману «экономически обоснованный» тариф.
А пригородный поезд на периферии из удобного средства передвижения давно превратился в необходимое: поликлиники, бюро техинвентаризации (БТИ), «собесы» и прочее – всё в районном центре.
На малых станциях плохо с работой, поэтому люди каждый день едут в Шахтёрскую, Ясногорск, Оловянную. Едут школьники (чаще – на соревнования и бабушек-дедушек навестить). Едут студенты: в Борзе находятся медицинское и профессионально-техническое училища. Едут люди всех возрастов, специальностей, привычек.
"Но вот что удивительно, - читаю в своём материале почти пятилетний давности, - в пригородном "Оловянная – Борзя" действует «закон бумеранга». Часто вагон после рейса остаётся абсолютно чистым – будто не перевёз полсотни человек туда, полсотни обратно: оставлять после себя мусор, «хоронить» за панелью шелуху от семечек при таком отношении проводников... совестно.
И очень жаль, что этот поистине человеческий дар уже в июле может остаться за пределами полосы отвода – в заявке края пригородных Борзя – Оловянная, Оловянная – Ясногорск нет..."
Но и тогда работники участка в первую очередь вспоминали не о себе, а – «как тяжело людям придётся».
Вот какие они - мои земляки! 🤗