Разумеется есть немало способов запускать Асинхронные двигатели с помощью конденсаторов, дросселей, резисторов и лампочек с диодами. Но не стоит забывать о главном... .
Видов и типов однофазных асинхронных двигателей - куча. И каждый из них к сети подключается по-своему.
Есть старый вид/тип однофазника, у которого на статоре помимо рабочей обмотки, есть пусковая обмотка установленная под 90 градусов к рабочей и намотанная проволокой меньшего сечения, чтобы повысить сопротивление, в итоге она обеспечивает сдвиг фазы в момент пуска.
После пуска и раскрутки ротора - эту обмотку отключают, ибо в ней больше нет смысла.
Это все относится к двигателям у которых на статоре помимо рабочей обмотки, есть пусковая обмотка установленная под 90 градусов к рабочей
Тип однофазника - конденсаторный
Есть другой вид/тип однофазника - конденсаторный, который как раз и фигурирует в видео.
У него тоже две обмотки на статоре - основная и дополнительная(стоит под 90 градусов к основной), вот только намотаны они по уму должны быть одним сечением проволоки(но по факту намотаны они как попало - у каждой обмотки может быть свое сечение), и сдвиг фазы у дополнительной обмотки осуществляется фазосдвигающим конденсатором, который должен быть включен постоянно.
Такой фазосдвигающий конденсатор - называют рабочим конденсатором, он должен постоянно быть в работе, т.е. никогда не отключаться. У такого конденсаторного однофазника дополнительная обмотка, которую обзывают по старинке - пусковой, никогда не отключается, она постоянно в работе, её не нужно отключать после старта как в старых типах однофазников.
Если её отключить, то ротор продолжить вращение, но крутящий момент резко снизится, т.к. работает всего одна обмотка.
Такой конденсаторный однофазник - в народе обзывают двухфазником, т.к. рабочий конденсатор по сути "образует" вторую отдельную синусную волну - копию исходной волны, но сдвинутую по фазе и пускает её на дополнительную обмотку.
То есть, основная обмотка питается одним синусом, а дополнительная обмотка - другим синусом(сдвинутым), т.е. на каждую обмотку идёт своя отдельная фаза, своё отдельное напряжение.
Для работы такого однофазника обязательно нужен фазосдвигающий конденсатор, который должен постоянной работать.
Выше я описал всего два вида однофазников(в реале их гораздо больше) - у них разные схемы включения.
У первого вида - после старта и раскрутки ротора до номинальной скорости вращения - надо отключать пусковую обмотку.
У второго вида(конденсаторного) после старта ничего отключать не нужно.
Но оба вида/типа однофазников, могут не стартануть, если в момент старта находятся под серьезной нагрузкой(движок вращает загруженный конвейер, либо это движок компрессора накопительный бак которого почти заполнен и т.п.).
И для решения сей проблемы на время старта применяют пусковые конденсаторы, которые после запуска отключают.
Сравните две схемы на иллюстрации и найдите пусковые конденсаторы =)
В видео пусковым назван рабочий конденсатор - это типичный сленг для электриков называющих токоведущий провод не Линией и Фазой (традиция ё-ма-ё).
На шильдике у движка из видео изображена схема подключения и работы, по которой понятно - что это конденсаторный однофазник и кондер ему нужен постоянно, а не только на время запуска.
Говорят, что "Менять его на лампу - полная глупость!" Но , так-ли всё печально ? Давайте снова взглянем на схемы (из учебника) в которых даны рекомендации по запуску трёх-фазных электродвигателей от двух-фазной сети.
Как видим резисторный запуск имеет место быть и в этом нет ничего странного. Да - такой запуск для двигателей расчитанных на работу от сети с тремя сдвинутыми по фазе фазами =) никак не является штатным и стандартным.
Конечно это лишь метод или способ применить в дело, без дела валяющийся хлам в виде мотора из которого легко можно сделать точило или вентилятор.
Если рассматривать мотор из видео, то на шильдике движка указана емкость кондёра для этого двигателя - 4 мкФ, она специально рассчитана для конкретно этого движка.
Для других однофазных конденсаторных двигателей - емкость кондера будет иной, она индивидуальна. При неверном расчете емкости - движок потеряет в мощности и будет работать в не оптимальном режиме, т.е. быстрее выйдет из строя.
Конечно нельзя просто так взять и забить болт на законы физики и заменить кондер другим не стандартным или какой-то левой лампой, но то что запустился движок - это факт, который вовсе не означает что мотор работает в оптимальном режиме, но, всё-таки он крутится =)
Надеюсь эти знания вам пригодятся в жизни, а , если не пригодятся, то сделают вас немножечко более эрудированными.
Компанец Д.А.
Владивосток
2024г.