Славянская мифология разнообразна и богата. В ней участвуют удивительные существа - от речных русалок до вещих птиц и змей с головой старухи.
Славянская мифология представляет собой разнообразный каталог верований, историй и персонажей, которые когда-то имели решающее значение для людей, населяющих земли, простирающиеся от Центральной до Восточной Европы. Хотя это никогда не было единообразно на всей территории, многие легенды и существа имели общие корни и схожие архетипические значения. После распространения христианства многие из этих существ остались в народной культуре, сказках и изобразительном искусстве, иногда приобретая дополнительные значения и контексты. Читайте дальше, чтобы узнать больше о пяти существах из славянской мифологии, изображенных современными художниками.
1. Мокошь, Богиня-Мать славянской мифологии.
Мокошь или Макошь была Богиней-Матерью славянского пантеона, божеством плодородия и женственности. Она наблюдала за всеми аспектами женского существования, от родов до домашних дел. Мокошь олицетворяла как всю природу, так и каждую женщину как ее часть. Практика шитья и ткачества, имеющая решающее значение для дохристианских общин, также была сферой деятельности Мокоши. Эти предметы ручной работы выполняли не только практические функции, но и служили защитными амулетами.
Анна Самойлова, молодая художница, родившаяся в Москве, использует славянскую мифологию в качестве основного стилистического и символического вдохновения в своих работах. Ее выставка «Мокошь » 2020 года была сосредоточена вокруг образа давно забытой богини, переосмысливая ее как символ феминистского сопротивления и современной женственности. Идея Самойловой заключалась в том, чтобы напомнить своей аудитории, насколько традиционное обращение с женщинами отличалось от современного, с празднованием и уважением вместо стыда и давления.
Самойлова использовала Мокошь как противостоящую силу, борющуюся с домашним насилием, институциональным сексизмом и гендерными стандартами. Рядом с портретом богини она разместила деревья, обвитые лентами, позволяя посетителям выставки оставлять записки, выражающие свои страхи, пожелания и мысли о женственности.
2. Василиса Прекрасная
Иван Билибин был знаменитым иллюстратором и сценографом в стиле модерн, известным своими иллюстрациями к славянским сказкам. Среди наиболее известных - образ Бабы-Яги и Василисы, молодой девушки и популярной героини народных сказок, посвященных ритуалу инициации. История Василисы во многом повторяет историю западной Золушки. Потеряв мать в юном возрасте, ей пришлось жить со злой мачехой и двумя сводными сестрами, которые мучили и по сути порабощали ее. Однажды зимней ночью падчерицы нарочно потушили единственную свечу и потребовали Василису пойти вглубь леса и попросить у Бабы-Яги огня. Выполнив несколько заданий для Яги, Василиса получает человеческий череп со светящимися глазами, который сжигает дом мачехи с ее дочерьми внутри. Хотя некоторые фольклористы считают смысл сказки сомнительным и чрезмерно жестоким, другие интерпретируют ее как историю о взрослении и принятии на себя ответственности за собственную жизнь вместо того, чтобы следовать приказам.
Согласно фольклорным исследованиям, до христианизации славянских земель Баба Яга была хранительницей границы между мирами мертвых и живых, нейтральной по своему характеру. Ее хижиной был гроб, в котором ее похоронили, и главному герою приходилось заходить внутрь, чтобы попасть в мир мертвых. Более того, в классическом фольклоре Баба-Яга была не человеком, а гигантской змеей с головой старухи.
Несмотря на эти жуткие подробности, она была готова помочь сказочным героям, если они будут относиться к ней с уважением. Однако после того, как христианская вера утвердилась, старые верования постепенно приобрели неприятный оттенок. Полезные существа и нейтральные силы часто превращались в демонических персонажей, готовых причинить вред богобоязненным христианам и соблазнить их на путь служения дьяволу. Таким образом, Баба Яга превратилась в злобную ведьму-людоеда, которая готовила детей в своей каменной печи.
3. Леший, Хранитель леса
Михаил Врубель был художником-символистом, работавшим с мифологией, фольклором и литературой как Восточной, так и Западной Европы. Известный своим мозаичным стилем живописи, Врубель создавал свои темные и мечтательные миры, пытаясь избежать своего мучительного душевного состояния. В конце 1890-х годов Врубель работал над своим «Сказочным циклом» - серией картин, изображающих персонажей славянского фольклора и сказок. Хотя картина выше называлась «Пан» (греческий бог дикой природы, лесов и пастухов), ее иконография больше всего напоминает Лешего, хранителя славянского леса.
Леший, также известный как Лесовик или Боровой, имеет много разных имен в славянских странах, но его характеристики остаются неизменными. В большинстве легенд Леший предстает в виде старика, одетого в лохмотья, но он также способен менять облик и свой рост от маленького, как гриб, до высокого, как сосна.
Хотя многие народные поверья обвиняют Лешего в том, что он заманивает охотников вглубь леса на верную смерть и крал детей (так же, как и западноевропейские феи), старые фольклорные источники фактически указывают на то, что Леший не стал бы нападать на человека без причины. Как и в случае с большинством фольклорных существ, уважение было ключевой тактикой, позволяющей выжить при встрече с ними. Люди, входящие в лес, занятый Лешим, должны были соблюдать строгие правила: не мусорить, не ломать деревья, не убивать больше животных, чем необходимо для пропитания, а также оставлять подношения в виде яиц и хлеба. Если Леший был доволен поведением своих гостей, он помогал им охотиться или охранять их скот.
Иногда Леший мог заскучать и развлекать себя тем, что заманивал путников в леса и заставляя их ходить кругами, не в силах найти выход. В этом случае самым простым способом сбежать - это рассмешить Лешего. Обычно это можно было сделать, вывернув одежду наизнанку и переобувшись с правой ноги на левую.
4. Русалки
Русалки - популярные фольклорные персонажи во всем мире, однако славянский вариант этих существ имеет достаточно отличительных особенностей. Эти существа, известные как русалки или мавки, живут в основном в воде, но у них нет рыбьих хвостов. Вместо этого они ходят на двух ногах, как люди, и часто лазают по деревьям, чтобы спрятаться в их ветвях.
«Русалки » Ивана Крамского - иллюстрация к рассказу писателя Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно славянскому фольклору, русалки - это молодые девушки-нежити, утопившиеся из-за безответной любви. Не в силах обрести покой, по ночам они забираются на берега прудов и рек и расчесывают рыбьими костями свои длинные нечесаные волосы.
Подобно сиренам из греческой мифологии, их красота и пение привлекают проходящих мимо мужчин. Если к ним приблизится человек, соблазненный песней русалок, его свяжут их длинными волосами и утащат под воду.
Женщины тоже не были в безопасности: хотя водные существа не интересовались ими как добычей, во многих историях они прогоняли их из деревень, чтобы устранить конкуренцию за мужское внимание. Однако другая версия истории представляет славянских русалок в виде бледных маленьких девочек или маленьких уродливых агрессивных существ. В данном случае это были не души умерших женщин, а дети, убитые своими матерями до крещением, не имея возможности покинуть мир живых, они искали мести.
5. Сирин и Алконост: вещие птицы славянской мифологии
Сирин и Алконост - мифические существа, появившиеся в славянской народной культуре в средние века. Внешний вид этих полуптиц и полуженщин намекает на их возможную связь с древнегреческими легендами о сиренах. Однако Сирин и Алконост не обязательно несли опасность и гибель тем, кто мог слышать их пение.
В большинстве фольклорных и художественных источников обе птицы появляются вместе и представляют собой дихотомию человеческого существования и процесс естественной смерти и возрождения. Сирин, бледное существо с тёмными перьями, была птицей скорби, которая оплакивает все утраченное и прошедшие. Ее двойник, Алконост, - яркое и радостное существо с румяными щеками, празднующее изобилие и новые начинания.
По преданиям, две птицы являют себя людям в августе на праздник Преображения Господня, который в Восточной Европе часто называют Яблочным Спасом. Оба существа сидят на яблонях: Сирин оплакивает конец лета, а Алконост громко смеется, своим смехом благословляя яблоки и наделяя их целительной силой.
Согласно письменным источникам, присутствие Алконоста и Сирин было установлено в славянской мифологии после распространения христианства. Частично вдохновленные греческими и византийскими источниками, они были описаны как райские птицы, символизирующие божественное провидение. Хотя они никогда не намеревались причинить вред людям, иногда их пение могло вывести душу из тела и вознести ее на небеса.