«Мне важно, чтобы ребенок пришёл ко мне на лечение с улыбкой и с такой же улыбкой и здоровыми зубами ушёл».
Так о своей работе детским стоматологом в РуДента Кидс говорит Регина Шагеева. Регина уже 10 лет в профессии, 8 из них работает в РуДента. А ещё она – мама двоих детей.
Поговорили о том, как найти подход к маленьким пациентам и их родителям, о самых популярных стоматологических мифах и о том, как приучать детей заботиться о своих зубах. Но сначала попросили рассказать Регину о её пути в профессии:
Как оказалась в стоматологии
- Не могу сказать, что профессия стоматолога была мечтой детства. Поняла, что хочу стать стоматологом, в классе десятом. Химия и биология мне были близки, и, наверное, поэтому появилось желание пойти по этому пути.
Моя бабушка много лет работала в детской стоматологии, и я часто там бывала, наблюдала за процессом. Может быть, это отложилось на подкорке. В какой-то период поняла, что это мне было бы интересно и близко. Семья меня поддержала, и всё удачно сложилось: я поступила в Казанский государственный медицинский университет.
Медицинский университет – это не про что-то лёгкое, это про упорство, про старания, про зубрёжку. Приходилось много всего учить, не спать ночами перед экзаменами – готовились мы основательно.
Первый мной пролеченный зуб был на третьем курсе. Это была моя знакомая, она с лёгкостью доверилась студентке, хотя мануальные навыки на тот период у меня были на нуле. Был мандраж, лечила я в тот день долго, намучила её, но всё прошло хорошо. Она никогда впоследствии не говорила, что было некомфортно, и ещё несколько раз потом приходила ко мне. За что я очень благодарна, ведь если бы я почувствовала какой-то негатив в самом начале практики, это могло бы меня застопорить.
Ещё помню вела детский приём на кафедре, пациенткой была маленькая девочка. Оборудование было не современным, устрашающим. Было тоже очень волнительно: зная, что это ребёнок, хотелось сделать всё аккуратно и безболезненно. Всё завершилось благополучно, но решение стать именно детским врачом всё-таки пришло позднее…
Мечта попасть в РуДента
- Когда я проходила интернатуру, склонялась больше ко взрослой стоматологии. Для меня тогда лечить детей было боязно, и не могла подумать, что буду детским врачом.
После интернатуры нужно было искать работу. В Казани без опыта не брали в частные клиники. И знакомая, которая работала в городской стоматологии, сказала, что у них есть место в детском отделении. Я решила попробовать и, оказавшись там, поняла, что это моё.
Конечно, поначалу было сложно, как и любому начинающему доктору. Я проработала в городской стоматологии год. Это был приём по ОМС, большие очереди. Тогда это всё очень закалило, но хотелось работать в лучших условиях, с хорошими материалами, и я начала планировать переезд в Москву.
Кстати, попасть в РуДента я мечтала, ещё будучи интерном в Казани. На одном мероприятии познакомилась с московским врачом, и в беседе выяснилось, что он там работает. Он рассказал, какое в РуДента прекрасное детское отделение.
Потом на какое-то время забыла об этом, пока не поступила в ординатуру по специальности ортодонтия в Москве. Судьба сложилась так, что я не пошла в ортодонтию, детство всё-таки оказалось для меня ближе.
Я отправляла своё резюме в РуДента, ответа долго не было. Но в один прекрасный день, когда я уже работала в другой клинике в Москве, моя коллега сказала, что в РуДента требуется врач, и предложила попробовать.
Самым сложным для меня был мой первый наркоз, когда у ребенка были поражены все 20 молочных зубов. Наркоз длился около шести часов. Волнение зашкаливало: это был первый опыт такого длительного наркоза и в моей практике, и у анестезиологов. Вместе мы справились, коллеги помогли.
Вообще всегда спасало то, что коллеги с большим опытом помогали. Климат в коллективе очень важен. И по сей день у нас такая обстановка: если кому-то нужна помощь, мы охотно её оказываем. За эту сплочённость я люблю РуДента. Всегда могу позвонить руководителю, сказать «У меня такая ситуация сложилась, как мне быть?», и мне помогут. Эта поддержка дорогого стоит.
Любимое и сложное в профессии
- Для меня главное: пролечить ребёнка так, чтобы у него потом не было никаких негативных эмоций. И второе: сделать свою работу так, чтобы потом не пришлось её переделывать.
Я не делю приёмы пациентов на сложные и лёгкие – ко всем отношусь одинаково, независимо от того, пришёл ребёнок с пульпитом или с кариесом. Выполняю свою работу вдумчиво, и это помогает справляться со сложностями на профессиональном пути.
Радуюсь, когда родители говорят, что «ребёнок просился к вам, ждал приёма». Это очень приятно, потому что есть разные истории, как дети становятся стоматофобами, и, конечно, допускать такого я бы не хотела.
Дети очень непосредственные – кто-то открытый, кто-то закрытый, но у них все эмоции неподдельные. Этим, наверное, мне они и импонируют.
А ещё дети разные, и подход к ним нужен разный. К тому же есть ещё и родители, со своим характером, своим мнением. Сложность нашей профессии – постоянный поиск баланса: найти общий язык и с ребёнком, и с родителями. Это физически и морально бывает очень сложно. Но я считаю очень важным – разговаривать и объяснять. Это нормально, что пациенты многого не знают и не понимают, ведь у них, как правило, нет медицинского образования. Моя задача – передать им важную информацию доступно.
Тут очень важна психология, потому что общаться со всеми одинаково не получится. И навык общения – это то, что нарабатывается со временем. Чем больше общаешься с людьми, тем больше их понимаешь. Так же, как и с лечением зубов: каждый раз всё лучше и лучше.
Самые маленькие пациенты
- Мой самый юный пациент – мальчик 2 года 4 месяца. Сначала мы в наркозе пролечили все передние зубы, поставили коронки. Потом он приходил только на осмотры до тех пор, пока не начали резаться жевательные зубы. В них возник кариозный процесс, неглубокий, но мы решили попробовать пролечить эти зубы. И вот если на первых осмотрах он плакал, то сейчас уже подрос и адаптировался, и недавно мы пролечили уже четвертый зуб под закисью азота.
Большинство моих пациентов двух-трех лет, которые систематически приходят на осмотры, гигиену, очень хорошо адаптируются и позволяют при необходимости выполнить все манипуляции.
Но важно понимать, что время усидчивости у таких малышей не большое. Через 20-30 минут ребёнок становится активным, начинает ёрзать. Манипуляции не должны быть длительными.
Готовность родителей определяет многое: если они дома с детьми проговаривают, что их ждёт, то визит к стоматологу будет более эффективным. Я могу что-то рассказать, объяснить, но для такого маленького человечка родители, в частности мама, – главный человек. Всё, что бы я ни говорила, будет восприниматься иначе.
Я благодарна родителям, которые дома проводят беседы, в игровой форме объясняют, зачем нужно ходить к стоматологу – это очень помогает. Для обучения детей и подготовки к посещению стоматологии можно использовать мультфильмы (есть серии об этом в некоторых мультсериалах). Или, например, игровой набор «Мистер Зубастик»: там в комплекте пластилин, большой рот с пластмассовыми зубами и различные инструменты, в том числе бормашина, которая вибрирует и жужжит. Можно с ребёнком поиграть: он увидит, как всё происходит, и спроецирует это на предстоящий визит к стоматологу.
Мифы из прошлого
«Зачем лечить молочные зубы? Они же скоро выпадут!» – эти убеждения, к сожалению, распространены по сей день.
Или, например, до сих пор приходят и просят посеребрить зубы. Этот метод использовался много лет назад: когда не было возможности лечить передние зубы, их покрывали раствором серебра, и дети ходили с черными зубами. В наши дни это, к сожалению, тоже кое-где встречается. Но мало кто знает, что по факту от этой процедуры ничего не меняется: зубы продолжают разрушаться.
Ещё родителям приходится упорно объяснять, что после удаления молочного зуба необходимо посетить ортодонта, чтобы он изготовил конструкцию – держатель места. Зубы имеют свойство заполнять пустующее пространство, из-за этого меняется прикус, меняется положение зубов. Но многие, увы, так и не доходят до ортодонта. Приходят через несколько лет, а места для прорезывания постоянного зуба уже нет.
Да, многие пациенты, если ничего не беспокоит, вообще не ходят к стоматологу. Но всё же растёт доля родителей, которые понимают, что своевременный уход за зубами – это вклад в будущее ребёнка.
У меня есть пациенты, которые приходят каждые три месяца, и, благодаря нашим профилактическим процедурам, прироста кариеса практически не наблюдаем. А если пациенты пропадают, пролечив зубы и успокоившись, потом появляются – и непременно обнаруживаем новые кариозные процессы.
Надеюсь, что культ обучения гигиене будет прогрессировать, а информация о здоровье зубов будет всё более массово распространяться. Тогда и дальше будем видеть хорошую динамику количества осознанных родителей.
Каково быть детьми стоматолога
- У меня двое детей: дочери шесть лет, сыну – три. Конечно, чистим зубы с раннего детства. Они знают, что ежедневно, два раза в день мы идём чистить зубы.
То, что я стоматолог, их не волнует, для них я, прежде всего, мама. С младшим бывает трудно договориться в силу возраста и характера. Если я вижу, что сегодня он категорически не хочет чистить зубы, я не буду терзать его насильно, но так бывает не часто. Чаще я пытаюсь говорить с детьми, объяснять им, зачем и почему необходимо чистить зубы. Чтобы был интерес к чистке зубов, предлагаю нарисовать щёткой какого-то его любимого героя или машинку, и мы якобы рисуем. Это работает, но скоро уже будет не актуально: дети довольно смекалистые, думаю, эту хитрость можно использовать лет до четырёх.
С шестилетним ребенком сложнее. Начинается «я буду сама», но мы знаем, что дети не дочищают зубы, как бы мы не верили в их способности. У нас такой принцип: она чистит сама, далее я дочищаю, когда вижу проблемные участки. Периодически мы проводим осмотры, профгигиены. Пока ещё ни разу не лечили зубы, у дочери только была герметизация фиссур. Это профилактическая процедура: поскольку шестые зубы очень быстро портятся, мы их загерметизировали. Всё остальное в прекрасном состоянии.
Осматриваю своих детей я сама. Предложила дочери отвести ее к коллеге, на что она сказала: «Нет, мама, я пойду к тебе, потому что я знаю, что ты мне больно никогда не сделаешь». Я не знаю, как бы мой ребенок перенёс какое-то сложное лечение и как бы она вела себя в кресле. Если возникнет ситуация, когда я пойму, что лучше довериться коллеге, я доверюсь без задней мысли. Уверена, что любой из наших докторов сможет провести лечение грамотно и качественно.
Баланс между работой, семьёй и отдыхом
- Считаю, что должен быть баланс между работой и чем-то личным. Очень важно работать так, чтобы оставалось время на себя, важно к концу рабочего дня не выгореть, не быть опустошённой.
У меня, слава богу, выгорания не было, но я часто об этом слышу. Продолжать делать свою работу с удовольствием мне помогает то, что я чередую рабочие дни с выходными. Рабочий график через день – это комфортно, так я могу проводить достаточно времени с семьёй.
В выходные у меня не так много времени на себя, так как я мама двоих детей. В день есть 3-4 часа, которые могу посвятить себе, и я предпочитаю тратить это время на спорт. Занимаюсь фитнесом или йогой – в зависимости от душевного состояния и желания. Спорт – это очень хорошая разгрузка, для того чтобы выплеснуть негативные эмоции. А ещё это ценно из-за удовлетворенности своей физической формой.
Также в качестве отдыха может быть просмотр фильма или встреча с подругой. Но это бывает нечасто, в основном всё-таки спорт.
На своём месте
- По сравнению с собой десятилетней давности, я приобрела уверенность в своей работе, в том, что я говорю и как говорю. Достигла большего качество работы: то, что я делаю сейчас, конечно же, разнится с тем, что было тогда. Опыт сложно не заметить, это в любой сфере так. Сейчас у меня есть уверенность и нет страха.
Недавно у меня был диалог с собой: я села и стала думать, в какой сфере могла бы ещё себя увидеть. И у меня не нашлось ответа. Наверно, это признак того, что я занимаюсь своим делом, тем, чем бы я и хотела. Может быть, когда-нибудь я поменяю специализацию. Пока таких мыслей нет и не очень хочется забегать далеко вперёд. Сегодня я люблю то, что делаю, и пока не хотела бы ничего менять, меня полностью устраивает моя работа, работа в этой клинике. Я на своём месте и, надеюсь, так и будет.
___________________________
Узнать подробности о клинике РуДента Кидс, записаться на прием к специалисту или отправить свое резюме, если вы ищете работу в детской стоматологии, можно на нашем сайте.